«Универсальная технология смарт-тренинг «Мир Головоломок», как эффективное средство в развитии детей»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Мы работаем с этим набором третий год. Данные наборы применяются в работе в логопедической, компенсирующей группах. И по нашим наблюдениям в эти головоломки интересно играть нормотипичным детям и взрослым. Также некоторые виды заданий будут интересны и по силам для детей средней группы.
Автор этих головоломок Владимир Иванович Красноухов — изобретатель развивающих игр и механических головоломок, популяризатор головоломок. Он является автором более 100 головоломок и имеет более 40 патентов на изобретения. Головоломки Красноухова выпускают по его лицензиям в США, Японии, Испании, Нидерландах.
Сегодня я хочу вам представить свой опыт работы с головоломками. Мы используем головоломки как отдельную игру с детьми, а также интегрируем эти игры и задания с ними в различные образовательные области. В изучении математики головоломки помогают повторить цифры и научить детей основам ориентировки в пространстве и на плоскости. При развитии речи детей можно рассказывать сказки с помощью фигур, созданных из головоломок. Так появился набор «Сказка» из головоломки «Репка». Когда мы изучаем окружающий мир, то с помощью головоломок лучше узнаем свой родной край.
Предлагаю вам путешествие из Коротчаево в Новый Уренгой.
1. Головоломка «4 цвета». Состоит из 9 фигур: 1 красного квадрата и 8 треугольников (2- зеленых, 2 красных, 1 – синий). Суть игры – уложить элементы в рамку так, чтобы элементы одного цвета не соприкасались сторонами и даже углами. Вне игрового поля детям предлагается собрать образцы изображений с использованием от 3 до 9 фигур.
В самом начале нашего пути мы приходим на остановку и ждём автобус. Ваше задние, используя схему, собрать остановку и автобус.
Чего не хватает нашему автобусу? (колёс). Правильно, для автобуса нужны колеса, чем мы можем их заменить – нарисовать, вырезать из бумаги, кружочки их геометрического набора, колеса из конструктора лего и т.д)
Используя игровое моделирование в работе с головоломками, развивает у детей воображение, фантазию и смекалку.
2. Головоломка «Пифагор» Представляет собой квадрат, состоящий из 7 фигур: 4-хугольник, большой и маленький квадрат, два больших треугольника и 2 маленьких треугольника. Суть игры – составить из 7 геометрических фигур плоские изображения: силуэты, строения, животных. В комплект входят: схема-образец, конкурсное изображение, технологические карты, алгоритмы. Детям предлагается образец фигуры, которую нужно сложить сначала по схеме, потом по алгоритму, по описанию и по памяти. Еще одна игра – нужно сложить все фигуры в рамку используя схему-образец или алгоритм.
Вдоль дороги мы видим деревья – ели. Попробуйте собрать ели из нашей головоломки.
Какие фигуры вы использовали для выполнения этого задания? (треугольники и квадраты) Сколько елочек у вас получилось? (2) Сравните их? (большая и маленькая). Назовите какие деревья растут в нашем крае? (берёза, лиственница, кедр…)
3. Головоломка «Репка»
Набор представляет собой 12 деревянных элементов разной конфигурации. Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов.
Предусмотрен разный уровень сложности: подбор недостающих элементов; наложение деталей на схему с контурным делением; использование схемы со сплошной заливкой.
Мы сели в автобус и едем по нашему родному краю. И тут мы увидели лисичку, бегущую вдоль дороги. Составьте лису с помощью головоломки «Репка».
Как называют детенышей лисы? (лисёнок) Один – лисёнок, два – лисёнка, пять – лисят. Каких северных животных вы знаете?
4. Головоломка «Слагалица». Головоломка "Слагалица" представляет собой квадрат из 7 геометрических фигур. Фигуры в этой головоломке не только привычные нам квадраты и треугольники! Именно нестандартность составных частей головоломки представляет собой ценность и интерес к ее использованию. Ребенок начинает мыслить новыми образами и развивает логику пространственное мышление. Задание состоит в составлении жанровых картинок, фигур по заданным силуэтам или в составлении фигур с заданными свойствами.
Вот мы и подъезжаем к городу Новый Уренгой. Составьте из головоломки «Слагалица» стеллу города.
Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Какая головоломка вас заинтересовала?
А у меня для вас сюрприз. Небольшие памятки о игровых наборах «Мир головоломок».
Памятка для взрослых по обучению детей играм-головоломкам
Для успешного обучения и поддержания интереса детей дошкольного возраста к играм-головоломкам, следует:
1.Взрослому иметь личный интерес к головоломкам.
2.Правильно подойти к выбору головоломки для дошкольника. Одним из моментов является подбор игр-головоломок с учётом доступности их решения, немало важно ориентироваться на возраст и индивидуальные возможности ребенка. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.
3.Выбирайте первой простую головоломку, которую ребенок обязательно решит, чтобы поддержать интерес к решению более сложных.
4.При выборе игры-головоломки, определиться, будет ли ребенок играть в неё один, или несколько человек одновременно.
5.Продумать место размещения головоломок. Игры-головоломки должны находиться в специально отведенном месте в свободном доступе детей, отдельно от игрушек.
6.Помнить, что головоломок не должно быть много, так как ребенок-дошкольник может переключиться на другую головоломку, не закончив предыдущую, в силу своих личностных особенностей.
7.Обеспечить периодическую сменяемость головоломок, стимулируя познавательную активность детей.
8.Учитывать желание ребенка решить головоломку, не навязывая, не заставляя и не подавляя инициативу.
9.При первом знакомстве с головоломкой, рассказать о ней, объяснить, в чем она заключается и при необходимости показать пример ее решения на подобном варианте.
10.При знакомстве с головоломкой, не желательно оставлять ребенка с ней наедине. Взрослый должен наблюдать за ходом решения, понять, в чем ребенок испытывает трудности и при необходимости прийти на помощь, но не раскрывая секрета головоломки и не решая за него.
11.Использовать такую подсказку, которая создаст у ребенка ощущение, что головоломку он решил сам. Лучшая подсказка – это наводящий вопрос. Сложные головоломки допустимо решать совместно со взрослым.
12.Избегать отрицательной оценки действий ребенка.

- Мне нравится (2)