Портфолио «Применение игрового роботехнического набора «Пиктомир» как средства расширения образовательных возможностей дошкольников»

Фомина Алла Владимировна

Аннотация: Согласно Л.С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанность входит в царство детских понятий».

Сегодня повышая качество дошкольного образования, мы используем в образовательном процессе целый спектр педагогических технологий, тем самым обеспечивая успешную подготовку ребёнка к школе. Какие же технологии удобны в применении и вызывают наибольший интерес у современных детей? Конечно,  это цифровые технологии.

Главным трендом российского образования является цифровизация – это было подчёркнуто в рамках обсуждений вопросов образования на IX Гайдаровском форуме.

Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь ложится на плечи родителей, но так же предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первой ступени непрерывного образования. [1]

Ключевые слова: Алгоритмизация, программирование, интеграция образовательных областей, цифровые технологии, «ПиктоМир», робот, программа, команда.

Портфолио «Применение игрового роботехнического набора «Пиктомир» как средства расширения образовательных возможностей дошкольников»

Цель: внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «Пиктомир».

Задачи: познакомить со значимостью внедрения цифровых образовательных технологий;

Представить опыт работы применения робототехнического набора «ПиктоМир»;

Представить положительный опыт работы с цифровыми образовательными технологиями, как средства расширения образовательных возможностей детей.

«ПиктоМир» - самая первая часть курса Программирования, платформа для конструирования практикумов по изучению алгоритмики дошкольниками. «ПиктоМир» позволяет ребенку "собрать" из пиктограмм на экране планшета несложную программу, управляющую виртуальными роботами-исполнителями. [6]

Среда «ПиктоМир» предполагает индивидуальные и командные активности, что способствует формированию коммуникативного компонента алгоритмических умений у дошкольников. В ходе решения общей задачи участники командной игры учатся сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Сегодня вашему вниманию мы представляем опыт работы по внедрению цифровой среды «ПиктоМир» в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста, в этом  направлении мы работаем третий год.

Уже на  первых занятиях воспитанники осваивают начальный опыт в цифровой среде «ПиктоМир». Они знакомятся с понятием – робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. Дети изучают программирование, играя в виртуальном мире «РОБОМИР», запускают с пульта реального робота Ползуна, играя роль робота и программиста.

Элементы цифровой среды «ПиктоМир» мы интегрируем в различные образовательные области: математика, ознакомление с окружающим миром, физическое развитие. [2]

Например: при организации занятий по развитию элементарных математических представлений у детей «ПиктоМир» помогает в изучении и закреплении таких понятий как:

  • геометрические фигуры (пройти по дорожке из кругов, квадратов; дать роботу задание собрать все четырёхугольники).
  • цифры (изучение прямого и обратного счета, робот должен пройти от самого меньшего числа к большему и наоборот)
  • ориентировка в пространстве – здесь дети работают в команде: один – командир, другой – робот. Закрепляются понятия «налево»  «направо», «прямо».
  • Ориентировка в пространстве на плоскости. Работая в виртуальном мире на планшетах, дети осваивают ориентировку на плоскости. У детей развивается пространственное и абстрактное мышление.

На занятиях по ознакомлению с  окружающим миром я так же применяю цифровую образовательную среду «ПиктоМир».

ООД «Умка ищет маму», в рамках недели «Северные животные» в старшей группе (первый год обучения «ПиктоМир»). Мы работали с материальными объектами в реальном мире. Перед проведением занятия была проведена подготовительная работа: знакомство с северными животными, их место обитания, внешний вид, чем питаются, какие особенности им помогают жить на Севере. Перед детьми была поставлена задача: вместе с медвежонком пройти путь по заданному алгоритму. На определённых этапах Умка встречался с животными. И дети рассказывали ему о том или ином животном. На этом занятии мы закрепили знания о животных Севера, тренировались в составлении связного рассказа о северных обитателях.

Итоговое мероприятие по теме «Космос» в старшей группе.

Очень интересная и большая работа проходит во время тематической недели «Космос». И как же мы могли обойтись без цифровой образовательной среды «ПиктоМир». На этом занятии мы попали на космодром, где должен был выполнить задание каждый робот. Вертун – починить плиты космодрома, Двигун и Тягун – загрузить груз в ракету, Зажигун – зажечь все фонари  и только когда все задания были выполнены, и составлены алгоритмы для каждого робота, наша ракета полетела в космос.

Квест-игра «Путешествие в «РобоМир»

Эта игра проводилась в старшей группе в первый год обучения, это было своего рода посвящение детей в «ПиктоМир». На данном этапе мы познакомились с роботами, с такими понятиями как: команда, робот, командир, алгоритм, программа. И для того чтобы закрепить эти названия, мы с детьми путешествовали и выполняли задания: «Найди тень», «Робот выполняет задания» (ребёнок превращался в определенного робота и выполнял команды), «Найди алгоритм» (нужно было подобрать правильный алгоритм к программе), «Зажигун» (знакомились с новым роботом).

Так в ООД «Спешим на помощь к Айболиту», в рамках недели «Животные южных стран» в подготовительной группе (второй год обучения «ПиктоМир»), ребята составили правильный путь доктора Айболита, помогли ему решить задания и познакомились с животными, узнали про них интересные факты.

Для того, чтобы Айболиту попасть в Африку к больным зверям нужно было решить задания на интерактивной доске в виртуальном мире. Дети составляли алгоритм программы для робота и проверяли правильность выполнения задания. Если требовалось, то все вместе находили недочеты и исправляли их. И в итоге ребята помогли Айболиту вылечить зверей и с успехом прошли все испытания.

В ходе работы были разработаны комплекты тематических карт для составления алгоритмов по темам:

«Защитники отечества»

Цель: закрепление знаний о российских войсках; формирование навыков ориентировки на плоскости.

 Состоит из 4четырёх карт и представляет собой 4 вида войск: «Танковые войска», «Военно-воздушные силы», «Пограничные войска», «Военно-морской флот». На каждом поле нужно провести героя на его базу: танк – в ангар, корабль – в порт, пограничника – на заставу, самолет – на аэродром. Нужно составить алгоритм пути, огибая препятствия. На карте можно менять расположение препятствий, тогда каждый раз алгоритм пути будет новый.

«В мире животных»

Цель: формирование навыков ориентировки на плоскости, закрепить знания о животных: чем питаются, где живут, какие следы у белочки.

Данный комплект состоит из 5 карт и представляет собой поле-бродилку для составления алгоритма пути по заданному маршруту. Например, Зайчик должен пройти к морковке.

Подобные комплекты можно разрабатывать по разным темам и  использовать их в досуговой деятельности с детьми. В ближайших планах создать карты по темам «Россия», «Сад и огород», «В мире сказок».

Работая с цифровой образовательной средой «ПиктоМир» мы продолжаем развивать  у детей творческие способности, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать логические и алгоритмические задачи. Ребенок, овладевая основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности [4]; учится составлять программы  управления виртуальным роботом из простых пиктограмм и на компьютере; расширяются  начальные знания  и элементарные  представления об алгоритмике, компьютерной среде, графический язык, создает алгоритмы их действий на компьютере; способен выбрать технические решения, участников команды; имеет навыки работы с различными источниками информации; обладает развитым воображением; умеет  запускать программы на планшете для роботов - исполнителей; знакомится  с основными составными частями компьютера, основными понятиями, командами. [6]

У детей развивается устная речь, они способны объяснить техническое решение, могут  использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; развивается крупная и мелкая моторика, он могут контролировать свои движения и управлять ими при работе планшета и условными моделями – исполнителями. [3]

Привлекательный для детей интерфейс, простота использования, задания, наполненные смыслом для дошкольника, действия и результат выполнения, которые сразу видны на экране планшета или компьютера, возможность полного и пошагового выполнения команд – все это отличает «ПиктоМир» от других программных сред и делает его подходящим средством для формирования алгоритмических умений у дошкольников в процессе их всестороннего развития.