МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТА «ПЧЕЛКА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Цель – развитие познавательного, научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам программирования с помощью игрового комплекта робота «Пчелка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 275.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТА «ПЧЕЛКА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей [4].
В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение, а информационно-коммуникационные технологии надёжно закрепили за собой положение в воспитательно-образовательном пространстве ДОО.
Я рассматриваю информационно-коммуникационные технологии как средство интерактивного обучения, как электронные образовательные ресурсы, позволяющие мотивировать детей к познавательной активности, осваивать новые знания и побуждающие применять их на практике.
Каждый ребёнок имеет право на получение образования вне зависимости от места жительства, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; социального статуса. В настоящее время актуализируется проблема поиска наиболее эффективных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. И поэтому создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии является необходимым и решающим условием успешной социализации, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Играя, дети развиваются, одновременно обучаясь, и легко преодолевают трудности по усвоению материала. Во время игры, процесс мышления протекает быстрее, и новый материал дети запоминают легче [3,15]. Использование в корекционно - развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья современных интерактивных технологий способствует активизации основных психических процессов, побуждает дошкольников к поисковой и познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон, и как следствие ребенок с удовольствием посещает занятия.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Цель – развитие познавательного, научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам программирования с помощью игрового комплекта робота «Пчелка».
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
- развитие познавательной активности, внимания, навыков ориентации в пространстве;
- формирование речевых навыков, умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям;
- развитие начальных навыков программирования, навыка творческого мышления;
Ожидаемый результат:
- повышение мотивации к обучению у детей с ОВЗ;
- увеличение результативности коррекционных занятий с детьми с ОВЗ;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- повышение уровня познавательной активности детей;
- обогащение словарного запаса.
Основная часть
«Робот пчелка»
Одной из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является работа с роботом «Пчелка».
Игровой комплект роботы «Пчелка» представляет собой 6 программируемых роботов, которые имеют яркий дружелюбный дизайн пчелки и комплект игровых ковриков, по которым «Пчелка» перемещается во время игры. На верхней части «Пчелки» находятся программные кнопки, позволяющие задавать алгоритм ее действий. В своей памяти «Пчелка» сохраняет до 40 команд и последовательно их выполняет, понимает 6 различных команд. Она снабжена встроенной батареей, заряжаемой от USB. Шаг команды составляет 15 сантиметров, по команде поворот «Пчелка», поворачивает на 90 градусов, есть кнопка пауза и сброс команды. Робот подтверждает принятие команды, подмигивая глазами, и издает звуковые сигналы, привлекая внимание ребенка и делая игру ярче. Создание специальных условий для игры с роботом не требуется. Специальный коврик можно разместить на столе или на полу, в зависимости от количества задействованных в игре детей.
Использование робота «Пчелка» помогает формировать логическое мышление, осваивать методы и способы правильного рассуждения и размышления. Игры с ними помогают развивать пространственную ориентацию, овладевать логическими операциями, обучаться концентрироваться, мыслить ясно и четко исходя из поставленной задачи. Осваивая программирование робота, дети усваивают счет, учатся оперировать понятиями «вперед», «назад», «направо», «налево», «посередине», «между» [1,11]. Процесс программирования даже самый элементарный, способствует развитию логических операций, а именно, синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация. А использование различных тематических полей позволяет ребенку расширить и систематизировать ранее полученные знания, расширить активный и пассивный словарь.
Перед началом любого занятия ребенок выслушивает речевую инструкцию педагога, обучающую ребенка работе с «Пчелкой». Все игры выстраиваются с учетом возраста и уровня развития детей. На первом занятии ребенку дается возможность ознакомиться с роботом и его системой управления, поиграть с ним в свободной форме. На последующих занятиях, ребенок выполняет задания соответствующие возрасту ребенка и поставленным целям. Игры с «Пчелкой» позволяют реализовывать как развивающие, так и коррекционные занятия с детьми, начиная со средней группы. Занятия можно проводить, как в индивидуальной форме, так и по подгруппам.
Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья любят игры на пространственное ориентирование, восприятие цвета, формы, внимание. Например, игра «Найди, чья тень» помогает развивать концентрацию и устойчивость внимания, ориентацию на плоскости. А для детей старшего дошкольного возраста будут особенно интересны игры по схеме, где изображен запрограммированный путь «Пчелки», или ребенок должен сам запрограммировать путь, что помогает усваивать основы программирования, развивает логику, восприятие.
Эти роботы чрезвычайно популярны и любимы у детей с речевыми нарушениями за простое управление, наглядность и дружелюбный дизайн. Работа с «Пчелкой» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно - следственных связей. Использование программируемого робота «Пчелка», способствует развитию: внимания, памяти, развитию мышления и речи, коммуникативных навыков, умения составлять алгоритмы.
В какие игры можно играть с роботом «Пчелка»?
Развивающие занятия. С детьми проводятся игры на познавательное развитие, развитие мышления, восприятие, например, «Кто что ест?», «Животные и их детеныши», «Кто спрятался?», «Съедобное - несъедобное», «Чей домик?». (Приложение 1)
Коррекционные занятия - задания на развитие речи, памяти, внимания, например, «Назови одним словом», «Кто лишний», «Едет, плавает, летает», «Найди такую же картинку», «Покажи и назови», «Продолжи ряд».
Используя коврик «Цвета и формы», дети усваивают знания об основных цветах и геометрических фигурах.
Пример: Игра «Найди фигуру»
Цель: Развитие сенсорных эталонов, закрепление понятия «Геометрическая фигура», цвет.
Ход занятия:
Педагог-психолог: Ребята сегодня мы с вами будем играть с пчелками, но не простыми, а пчелками роботами. Вы когда-нибудь играли с такими пчелками? (Ответы детей нет, да).
Педагог-психолог: Сегодня у вас будет непростая задача, вам нужно будет построить путь к большому желтому треугольнику. Сейчас я покажу вам, как можно управлять движением пчелки и направлять ее. Нажимая стрелку «Вперед», пчелка будет делать один ход вперед, нажимая стрелку «Назад», пчелка сделает один ход на коврике назад, нажимая стрелку «Поворот налево», пчелка повернет налево и нажимая стрелку «Поворот направо», пчелка повернет направо. Если вы хотите чтобы пчелка сделала 2 хода вперед, то нужно нажать стрелку «Вперед» 2 раза, если три раза, то нажимаете нужную стрелку 3 раза. Сколько раз вы нажмете стрелку в выбранном направлении, столько ходов и сделает пчелка.
Педагог-психолог: А теперь берите каждый по пчелке. Выполняем задание по одному. Программируете свою пчелку так, чтобы она дошла до цели, большого желтого треугольника. Когда ваша пчелка проходит фигуру, вы называете цвет и форму этой фигуры.
Пример: Игра «Покорми животных»
Цель: Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие логического мышления и пространственной ориентации.
Ход занятия:
Педагог-психолог: Ребята сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Для начала давайте вспомним, каких вы знаете животных. Каких животные относят к диким? (Ответы детей медведь, волк, лиса). А каких животных относят к домашним? (Ответы детей корова, лошадь, курица, гусь). Правильно, молодцы.
Педагог-психолог: А теперь переходим к нашему заданию, вам необходимо накормить всех животных, которые гуляют по нашей поляне. Для этого я раздам каждому по «Пчелке», каждый выбирает себе животное, которое вы будите кормить. Вам нужно будет запрограммировать свою «Пчелку» так, чтобы она стартовала от вашего животного и дошла до той карточки, где нарисована еда, которой питается ваше животное[2, 14]
С помощью коврика «Классификация объектов» и набора карточек: одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт, продукты, животные, дети могут закрепить свои знания по основным лексическим темам.
Заключение.
Коррекционно - развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением робота «Пчелка» становятся более яркими и динамичными. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети с ОВЗ активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, о чем свидетельствует динамика развития детей с ОВЗ по итогам проведенной коррекционной работы (Приложение 2). Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.
С уверенностью могу сказать, что использование информационных технологий доступно и привычно для детей нового поколения. Электронные ресурсы являются необходимым средством обучения современного дошкольника, дают возможность существенно обогатить и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря использованию на занятии робота «Пчелка», дети активно работают на занятии, у них улучшается концентрация внимания, усвоение и понимание материала. Обучение детей становится увлекательным и захватывающим.
Библиографический список
1. Баранникова Н.А. Программируемый мини-робот «Умная пчела»: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Н. А. Баранникова. – Текст: непосредственный. – Москва. – 2014.
2. Методическое пособие. Герасимова Н.В. Терещенко Н.В. – Краснодар, 2019г.
3. Новоселова Н.С. Игра дошкольника/ С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989г.
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: текст документа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приложение 1
Использование в работе робота «Пчелка»
Приложение 2
Динамика уровня развития мышления и внимания
Имя ребенка | Уровень развития психических функций | |||||
Мышление | Внимание | |||||
Начало | Конец | Динамика | Начало | Конец | Динамика | |
Ульяна | 14% | 27% | 13% | 15% | 25% | 10% |
Артемий | 16% | 29% | 13% | 22% | 31% | 9% |
Андрей | 18% | 24% | 6% | 24% | 32% | 8% |
Евгений | 21% | 36% | 15% | 22% | 33% | 11% |
Богдан | 24% | 37% | 13% | 19% | 28% | 9% |
Уровень развития мышления и внимания
Динамика уровня развития пространственной ориентации
и познавательной активности
Имя ребенка | Уровень развития психических функций | |||||
Пространственная ориентация | Познавательная активность | |||||
Начало | Конец | Динамика | Начало | Конец | Динамика | |
Ульяна | 19% | 26% | 7% | 19% | 28% | 9% |
Артемий | 17% | 27% | 10% | 21% | 29% | 8% |
Андрей | 21% | 29% | 8% | 18% | 27% | 9% |
Евгений | 19% | 26% | 7% | 17% | 28% | 11% |
Богдан | 18% | 28% | 10% | 21% | 31% | 10% |
Уровень развития пространственной ориентации
и познавательной активности