Эссе на тему «Дефектолог – профессия на века?!»
Эссе на тему «Дефектолог – профессия на века?!»
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь
и любить тех, кому преподаешь.»
В.О. Ключевский
Маленький человек, который приходит в наш мир, еще не знает, с какими трудностями ему придется столкнуться. Родители уверенны, что все у него будет хорошо. Они и предположить не могут, что столь радужным мечтам иногда не удается сбыться в силу многочисленных негативных обстоятельств, которые влияют на дальнейшее развитие и качество жизни ребенка: наследственные факторы и здоровье родителей, неблагополучие окружающей среды, экономическое состояние общества, условия жизни и воспитания в семье, уровень образования в дошкольных учреждениях и в школе и т.д. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, нарушения в развитии становятся разнообразнее, увеличивается число детей со множественными нарушениями развития, поэтому профессия учителя-дефектолога всегда будет актуальна и востребована.
Времена быстро меняются, обновляются подходы к воспитанию и обучению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но всегда будет потребность в человеке, который может дать шанс каждому ребенку стать полноценным членом нашего общества, полезным своей семье, окружающим людям. Таким человеком может стать учитель-дефектолог. Его миссия не только дать знания детям, развивать их умения и навыки, а пробудить интерес к познанию окружающего мира, умению радоваться самым простым открытиям, стремлению исследовать и понять что-то новое, научить общаться друг с другом и окружающими людьми. Задача педагога состоит в том, чтобы найти и подобрать «ключик», который откроет путь к знаниям, жизненно важным умениям, социализации.
Каждый ребенок, имеющий ОВЗ, ждет помощи педагога – дефектолога, поэтому учитель-дефектолог должен быть компетентен в вопросах специальной психологии и педагогики, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы работы с детьми, имеющими разные проблемы в развитии, пути их профилактики и коррекции. Эти знания помогают педагогу определить особенности конкретного ребенка, разработать индивидуальный образовательный маршрут, подобрать специальные методы и приемы, которые в дальнейшем должны привести к успешной коррекционной работе. Учитель-дефектолог должен учитывать специфику, сущность и тяжесть заболевания ребенка, но при этом видеть потенциал каждого из них, помогая и раскрывая возможности дальнейшего роста и развития.
Достичь желаемого результата в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, невозможно без грамотно выстроенного, корректного диалога с родителями. Задача учителя-дефектолога научить родителей понять, принять и любить своего ребенка таким, какой он есть. Вместе с педагогом быть оптимистами и научиться видеть и закреплять самую минимальную динамику в развитии ребенка, не предъявлять к нему завышенных требований.
За последние годы очень изменились цели и задачи современного образования. Реализация нового национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность социализации личности. На первый план выдвигаются не заученные факты и теоретические знания, а формирование жизненно-необходимых практических умений и навыков. Из этого следует, что ребенку нужно помочь стать успешным человеком. Задача учителя-дефектолога не формировать личность ребенка, а создать условия для реализации его способностей, не диктовать проторенный путь познания, а помочь научиться самостоятельно решать практические задачи.
Учитель-дефектолог должен быть педагогом – универсалом, знающим параметры нормального и аномального развития человека, обладать умением постоянно учиться, пополнять запас своих знаний. Нужно идти в ногу с научно-техническим прогрессом, внося современную технологию в организацию своей деятельности, используя нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.
Учитель-дефектолог должен иметь способность к анализу, как самого себя, так и своей деятельности, как с положительной, так и отрицательной стороны, делать соответствующие выводы. Вселять в себя и в детей веру, что все обязательно получится!
В современной коррекционной педагогике активно внедряется инклюзивное образование для детей с ОВЗ. По своему личному опыту выпуска детей в школу видно, что этот процесс не до конца проработан. В классе они теряются в большой массе учеников, а учителя начальных классов не владеют коррекционной педагогикой и не знают, как учить таких детей. Как правило, после первого учебного полугодия, их стараются направить в ТПМПК и вывести на индивидуальное обучение. Все дело в отсутствии подготовленных педагогических кадров, владеющих знаниями, как работать с детьми с ОВЗ и отсутствии тьютеров, которые могли бы помогать таким ученикам.
В работе учителя-дефектолога много трудностей. Тратится много сил, энергии, так как это тернистый путь, требующий огромной самоотдачи детям, которым нужна поддержка, забота, любовь. Но если педагог видит улыбку ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если во взгляде появилась пытливость, интерес – то это безграничное счастье и награда педагогу за его нелегкий труд, терпение и великодушие.