Эссе на тему «Дефектолог – профессия на века?!»

Павлова Лариса Ивановна

Эссе на тему «Дефектолог – профессия на века?!»

 

 Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь

и любить тех, кому преподаешь.»

В.О. Ключевский

            Маленький человек, который приходит в наш мир, еще не знает, с какими трудностями ему придется столкнуться. Родители уверенны, что все у него будет хорошо. Они и предположить не могут, что столь радужным мечтам иногда не удается сбыться в силу многочисленных  негативных обстоятельств, которые влияют на дальнейшее развитие и качество жизни ребенка:  наследственные факторы и здоровье родителей,  неблагополучие окружающей среды, экономическое состояние общества, условия жизни и воспитания в семье,  уровень образования в дошкольных учреждениях и в школе  и т.д.  Число таких детей, к сожалению,  постоянно растет, нарушения в развитии становятся разнообразнее, увеличивается число детей со множественными нарушениями развития, поэтому профессия учителя-дефектолога всегда будет актуальна и востребована.

            Времена быстро меняются, обновляются подходы к воспитанию и обучению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но всегда будет потребность в человеке, который может дать шанс каждому ребенку стать полноценным членом нашего общества,  полезным своей семье,  окружающим людям. Таким человеком может стать учитель-дефектолог. Его миссия не только дать знания детям, развивать их умения и навыки,  а пробудить интерес к познанию окружающего мира, умению радоваться самым простым открытиям, стремлению исследовать и понять что-то новое, научить общаться друг с другом и окружающими людьми. Задача педагога состоит в том, чтобы найти и подобрать «ключик», который откроет путь к знаниям, жизненно важным умениям, социализации.

            Каждый ребенок, имеющий ОВЗ,  ждет помощи педагога – дефектолога, поэтому учитель-дефектолог должен быть компетентен  в вопросах специальной психологии и педагогики, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы работы с детьми, имеющими разные проблемы в развитии, пути их профилактики и коррекции. Эти знания помогают педагогу  определить особенности конкретного ребенка, разработать индивидуальный образовательный маршрут, подобрать специальные методы и приемы, которые в дальнейшем должны привести  к успешной коррекционной работе. Учитель-дефектолог должен учитывать специфику, сущность и тяжесть заболевания ребенка, но при этом видеть потенциал каждого из них, помогая и раскрывая возможности дальнейшего роста и развития.

            Достичь желаемого результата в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, невозможно без грамотно выстроенного, корректного диалога с родителями. Задача учителя-дефектолога научить родителей понять, принять и любить своего ребенка таким, какой он есть. Вместе с педагогом быть оптимистами и научиться видеть  и закреплять самую минимальную динамику в развитии ребенка, не предъявлять к нему завышенных требований.

             За последние годы очень изменились цели и задачи современного образования. Реализация нового национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность социализации личности. На первый план выдвигаются не заученные факты и теоретические знания, а формирование жизненно-необходимых практических умений и навыков. Из этого следует, что ребенку нужно помочь стать успешным человеком. Задача учителя-дефектолога  не формировать личность ребенка, а создать условия для реализации его способностей, не диктовать проторенный путь познания, а помочь научиться самостоятельно решать практические задачи.

             Учитель-дефектолог должен быть педагогом – универсалом, знающим параметры нормального и аномального развития человека,  обладать умением постоянно учиться, пополнять запас своих знаний. Нужно  идти в ногу с научно-техническим прогрессом, внося современную технологию в организацию своей деятельности, используя нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.

             Учитель-дефектолог должен иметь способность к анализу, как самого  себя, так и своей деятельности, как с положительной, так и отрицательной стороны, делать соответствующие выводы. Вселять в себя и в детей веру, что все обязательно получится!

            В современной коррекционной педагогике активно внедряется инклюзивное образование для детей с ОВЗ. По своему личному опыту выпуска детей в школу видно, что  этот процесс не до конца проработан. В классе они теряются в большой массе учеников, а учителя начальных классов не владеют коррекционной педагогикой и не знают, как учить таких детей. Как правило,  после первого учебного полугодия, их стараются направить в ТПМПК и вывести на индивидуальное обучение. Все дело в отсутствии подготовленных педагогических кадров, владеющих знаниями, как работать с детьми с ОВЗ и отсутствии тьютеров, которые могли бы помогать таким ученикам.

            В работе учителя-дефектолога много трудностей. Тратится много сил, энергии, так как это тернистый путь, требующий огромной самоотдачи детям, которым нужна поддержка, забота, любовь.  Но если педагог видит улыбку ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если во взгляде появилась пытливость, интерес – то это безграничное счастье и награда педагогу за его нелегкий труд, терпение и великодушие.