Занятие по окружающему миру "Дикие животные"

Федорова Надежда Геннадьевна

для старшей группы «Дикие животные»

Цель: расширять и углублять знания детей о диких животных.

Программные задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилище, еда), учить выделять их отличительные признаки, активизировать и расширять словарный запас.

Развивающие:  развивать познавательный интерес, логическое мышление. 

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение других.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: письмо от лесных жителей, конверты с заданиями, изображения диких животных, дидактическая игра «Четвертый лишний».

Раздаточный материал: картинки с изображением диких животных и их жилищ, картинки с изображением еды для животных, картинки с детенышами диких животных.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о диких животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседы: «Дикие животные», «Кто где живёт».

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап:

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:  Ребята сегодня утром мне принесли письмо. Давайте посмотрим, что там?

Текст письма: Дорогие дети! У нас случилась беда: нас всех заколдовал злой волшебник. Мы забыли свои названия, чем мы должны питаться и где наш дом. Чтобы нас расколдовать вам нужно будет выполнить задания. Помогите нам пожалуйста! (Лесные жители)

Воспитатель: А кто такие лесные жители, вы можете их назвать? Назовите их. (Ответы детей: лиса, заяц, волк, медведь и др.)
Вспомните, как называют животных, которые живут в лесу? (Дикие)
Почему их называют дикими? (Ответы детей: они живут в лесу, находят пищу себе сами и т.д.)

Поисковый этап:

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, что случилось с лесными жителями? Как вы считаете, мы можем им помочь? (Да) Ну что ж, тогда отправляемся в лес, им на помощь. А для того, чтобы попасть в лес, давайте закроем глаза, и я  произнесу  волшебные слова:

Добрый лес. Могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Вокруг себя вы повернитесь,

И в лесу все очутитесь!

Практический этап:

Воспитатель: Вот мы с вами и попали  в лес. Посмотрите как тут красиво! Ой, посмотрите дети, на пенёчке какой-то конверт. Что же в нём? А в нём первое задание для вас – дидактическая игра «Угадай зверя по описанию». Как только вы отгадаете про кого загадка, так сразу появится животное. (Дети отгадывают загадки)

формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

 (По мере называния открываются картинки и появляются животные)

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Правильно все отгадали. С первым заданием справились, всех диких животных назвали. Дети, посмотрите появился ещё один конверт с заданием: дидактическая игра «Помоги диким животным найти свой домик?».

У каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Дети, подскажите животным, где их дом. Посмотрите внимательно, на ваши картинки и распределите животных по их домам. (Дети распределяют и называют кто где живет: белка живет в дупле, лиса живет в норе, медведь живет в берлоге и т.д.).

Воспитатель: Молодцы! У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот вы и напомнили животным, где они живут. Дети посмотрите, вот еще один конверт и следующее задание. Я предлагаю вам сыграть в игру «Кто что ест». Посмотрите, перед вами картинки: морковка, капуста, орехи, грибы, малина, мёд, трава, куры, зайцы. Напротив, картинки с изображением животного поставьте тот корм, который ему необходим. Дети выполняют задание, ставят картинки к соответствующему зверю и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту»…

Воспитатель: Молодцы дети, всех животных накормили, и помогли им вспомнить кто чем из них питается. Дети, вот и следующий конверт для вас с заданием - дидактическая игра «Найди и назови  ласково».

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,

Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д

 

- Дети, перед каждым из вас лежат картинки животных, необходимо подобрать детеныша животного и назвать его. Например: у лисы детеныш лисенок. 

Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Беличья зарядка

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)

Жили дружно, не тужили

И с зарядкой дружили. (Прыжки на двух ногах.)

Вставали рано поутру,

Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)

За уши лапками хватались

И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)

Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)

И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)

Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)

Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)

Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)

Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)

Мишка вылез из берлоги

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием тоже справились. И наконец, последнее задание - дидактическая игра « Четвертый лишний». Дети, помогите узнать, кто здесь лишний. Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.

 2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

 3. Волк – лиса- петух – еж.

 4. Лиса – медведь – волк – морж.

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы справились и помогли лесным жителям. Они попросили поблагодарить вас за помощь! А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова.

- «В лес волшебный окунулись, и снова в детский сад вернулись»

Рефлексивно-оценочный этап:

После возвращения в д/с, дети отвечают на вопросы:

Вот мы и вернулись в детский сад.

- Дети, где мы сегодня побывали?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какое задание для вас было самым лёгким?

- А какое самым трудным?