Занятие по окружающему миру "Дикие животные"
для старшей группы «Дикие животные»
Цель: расширять и углублять знания детей о диких животных.
Программные задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилище, еда), учить выделять их отличительные признаки, активизировать и расширять словарный запас.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение других.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: письмо от лесных жителей, конверты с заданиями, изображения диких животных, дидактическая игра «Четвертый лишний».
Раздаточный материал: картинки с изображением диких животных и их жилищ, картинки с изображением еды для животных, картинки с детенышами диких животных.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о диких животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседы: «Дикие животные», «Кто где живёт».
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап:
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята сегодня утром мне принесли письмо. Давайте посмотрим, что там?
Текст письма: Дорогие дети! У нас случилась беда: нас всех заколдовал злой волшебник. Мы забыли свои названия, чем мы должны питаться и где наш дом. Чтобы нас расколдовать вам нужно будет выполнить задания. Помогите нам пожалуйста! (Лесные жители)
Воспитатель: А кто такие лесные жители, вы можете их назвать? Назовите их. (Ответы детей: лиса, заяц, волк, медведь и др.)
Вспомните, как называют животных, которые живут в лесу? (Дикие)
Почему их называют дикими? (Ответы детей: они живут в лесу, находят пищу себе сами и т.д.)
Поисковый этап:
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, что случилось с лесными жителями? Как вы считаете, мы можем им помочь? (Да) Ну что ж, тогда отправляемся в лес, им на помощь. А для того, чтобы попасть в лес, давайте закроем глаза, и я произнесу волшебные слова:
Добрый лес. Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Вокруг себя вы повернитесь,
И в лесу все очутитесь!
Практический этап:
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в лес. Посмотрите как тут красиво! Ой, посмотрите дети, на пенёчке какой-то конверт. Что же в нём? А в нём первое задание для вас – дидактическая игра «Угадай зверя по описанию». Как только вы отгадаете про кого загадка, так сразу появится животное. (Дети отгадывают загадки)
формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
(По мере называния открываются картинки и появляются животные)
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Правильно все отгадали. С первым заданием справились, всех диких животных назвали. Дети, посмотрите появился ещё один конверт с заданием: дидактическая игра «Помоги диким животным найти свой домик?».
У каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Дети, подскажите животным, где их дом. Посмотрите внимательно, на ваши картинки и распределите животных по их домам. (Дети распределяют и называют кто где живет: белка живет в дупле, лиса живет в норе, медведь живет в берлоге и т.д.).
Воспитатель: Молодцы! У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот вы и напомнили животным, где они живут. Дети посмотрите, вот еще один конверт и следующее задание. Я предлагаю вам сыграть в игру «Кто что ест». Посмотрите, перед вами картинки: морковка, капуста, орехи, грибы, малина, мёд, трава, куры, зайцы. Напротив, картинки с изображением животного поставьте тот корм, который ему необходим. Дети выполняют задание, ставят картинки к соответствующему зверю и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту»…
Воспитатель: Молодцы дети, всех животных накормили, и помогли им вспомнить кто чем из них питается. Дети, вот и следующий конверт для вас с заданием - дидактическая игра «Найди и назови ласково».
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,
Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д
- Дети, перед каждым из вас лежат картинки животных, необходимо подобрать детеныша животного и назвать его. Например: у лисы детеныш лисенок.
Физкультминутка
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Беличья зарядка
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкой дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием тоже справились. И наконец, последнее задание - дидактическая игра « Четвертый лишний». Дети, помогите узнать, кто здесь лишний. Назовите лишнее животное и объясните почему.
1. Корова – волк – лиса – медведь.
2. Лиса – верблюд – волк – медведь.
3. Волк – лиса- петух – еж.
4. Лиса – медведь – волк – морж.
Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы справились и помогли лесным жителям. Они попросили поблагодарить вас за помощь! А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова.
- «В лес волшебный окунулись, и снова в детский сад вернулись»
Рефлексивно-оценочный этап:
После возвращения в д/с, дети отвечают на вопросы:
Вот мы и вернулись в детский сад.
- Дети, где мы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какое задание для вас было самым лёгким?
- А какое самым трудным?