Советы учителя - дефектолога

Зизевская  Мария Владимировна

Рекомендации для родителей

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

  • Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до трех лет. Количество слов, которое ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботиться о нем.
  • В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба. 
  • К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова. 
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ. 
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты. 
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя. 
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми. 
  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания. 
  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком. 

В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.

  • Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.
  • Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко. 
  • Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет. 
  • Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки. 
  • Использовать прием дополнения детского высказывания. 
  • Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончания действия. 
  • Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает. 
  • Петь песенки. 
  • Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне. 
  • Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon bez_temy_5.pdf105.99 КБ

Предварительный просмотр: