Эссе на тему: " Для чего необходима воспитателю диагностика игровой деятельности детей?"

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

Данная тема является очень интересной  для меня, так как я являюсь педагогом уже 14 лет. На мой взгляд, в настоящее время, для нас, воспитателей, диагностика является одним из неотъемлемо важных компонентов педагогического процесса. Она помогает узнать  о современном ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании, развитии и формировании необходимых знаний и умений.        Современная образовательная деятельность дошкольных учреждений ориентирована  на ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , в которых указано на необходимость «…построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».  Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.

Выбрав данную тему для размышления, я задала себе вопрос, а что такое диагностика детской игры, как можно проанализировать игру детей? Ответ я нашла в различных методиках детской игры (авторами которых были Верещагина Н.В., Печора К.Л., Афонькина Ю.А. и другие). Проанализировав литературу я поняла что диагностикой детской игры является в первую очередь наблюдение, беседы с детьми, непосредственное внедрение самого воспитателя в игру. И вот когда я плотно занялась   мониторингом игровой деятельности детей, столкнулась с множеством проблем современных детей и  они очевидны:

1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают бытовую сторону жизни и телевизионную тематику.

2.Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны.

3.Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. А «не доигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» с родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.

4. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

5. В детских садах преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. К тому же дети быстро теряют к ним интерес, поскольку их набор остается неизменным в течение многих месяцев.

И это только несколько проблем с которыми я столкнулась, и которые нужно решать, так же совместно с родителями. А чтобы решить эти проблемы, сначала нужно провести диагностику детей или если  сказать по другому, необходимо решать проблемы из нутрии, внедриться в процесс игры, помочь ребенку, вызвать интерес к игре с другими детьми, заинтересовать ребенка на ту или иную деятельность. . Сразу всплывает изречение В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». И вот тут получается, что воспитатель и определяет результаты своего труда, которые во многом зависят от его собственного мастерства и профессионализма, которое необходимо непрерывно развивать. От того, насколько хорошо он знает и понимает ребенка, умеет учитывать его индивидуальные особенности, уже сформированный опыт и ценностные ориентации, и эти знания тоже можно совершенствовать.  От того, учитывает ли педагог воздействие других факторов педагогического процесса, факторов социальных влияний, умеет ли он, выстраивая свою деятельность, ориентироваться не только на свои намерения и цели, но и учитывать интересы ребенка и факторы, которые помогают или, напротив, мешают решению педагогических задач.

И в завершение своих размышлений хочу сделать вывод что, педагогическая диагностика нужна воспитателю, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам ребенка, в каком направлении вести свою работу. И  для улучшения качества своей работы на основе получаемых им результатов и коррекции собственной деятельности.  Для достижения в будущем результатов более высокого уровня в интересах развития личности ребенка и в целях обеспечения оптимальных условий его развития, воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Эссе

Тема: Для чего необходима воспитателю диагностика игровой
 деятельности детей?

                                                Выполнил слушатель:

                                                Кудрицкая Тамара Вадимовна

МБДОУ «Детский сад № 20»

 Городецкий район г. Заволжье

                                        

                                                

Нижний Новгород

2021

Данная тема является очень интересной  для меня, так как я являюсь педагогом уже 14 лет. На мой взгляд, в настоящее время, для нас, воспитателей, диагностика является одним из неотъемлемо важных компонентов педагогического процесса. Она помогает узнать  о современном ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании, развитии и формировании необходимых знаний и умений.        Современная образовательная деятельность дошкольных учреждений ориентирована  на ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , в которых указано на необходимость «…построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».  Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. 

Выбрав данную тему для размышления, я задала себе вопрос, а что такое диагностика детской игры, как можно проанализировать игру детей? Ответ я нашла в различных методиках детской игры (авторами которых были Верещагина Н.В., Печора К.Л., Афонькина Ю.А. и другие). Проанализировав литературу я поняла что диагностикой детской игры является в первую очередь наблюдение, беседы с детьми, непосредственное внедрение самого воспитателя в игру. И вот когда я плотно занялась   мониторингом игровой деятельности детей, столкнулась с множеством проблем современных детей и  они очевидны:

 1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают бытовую сторону жизни и телевизионную тематику.

2.Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны.

3.Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. А «не доигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» с родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.

4. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

5. В детских садах преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. К тому же дети быстро теряют к ним интерес, поскольку их набор остается неизменным в течение многих месяцев.

И это только несколько проблем с которыми я столкнулась, и которые нужно решать, так же совместно с родителями. А чтобы решить эти проблемы, сначала нужно провести диагностику детей или если  сказать по другому, необходимо решать проблемы из нутрии, внедриться в процесс игры, помочь ребенку, вызвать интерес к игре с другими детьми, заинтересовать ребенка на ту или иную деятельность. . Сразу всплывает изречение В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». И вот тут получается, что воспитатель и определяет результаты своего труда, которые во многом зависят от его собственного мастерства и профессионализма, которое необходимо непрерывно развивать. От того, насколько хорошо он знает и понимает ребенка, умеет учитывать его индивидуальные особенности, уже сформированный опыт и ценностные ориентации, и эти знания тоже можно совершенствовать.  От того, учитывает ли педагог воздействие других факторов педагогического процесса, факторов социальных влияний, умеет ли он, выстраивая свою деятельность, ориентироваться не только на свои намерения и цели, но и учитывать интересы ребенка и факторы, которые помогают или, напротив, мешают решению педагогических задач.

        И в завершение своих размышлений хочу сделать вывод что, педагогическая диагностика нужна воспитателю, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам ребенка, в каком направлении вести свою работу. И  для улучшения качества своей работы на основе получаемых им результатов и коррекции собственной деятельности.  Для достижения в будущем результатов более высокого уровня в интересах развития личности ребенка и в целях обеспечения оптимальных условий его развития, воспитания и обучения.