Книжный уголок в РППС группы согласно ФГОС ДО, в контексте ФОП ДО и ФАОП ДО
2. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование.
Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.
ФОП ДО и ФАОП ДО диктуют нам наличие Центров детской активности.
Одним из обязательных центров группы является:
Группы раннего возраста | Группы для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет |
Центр познания и коммуникации (книжный уголок) Содержит оборудование, с помощью которого педагоги развивают у детей восприятие смысла сказок и стихов, а так же различные картинки для рассматривания | Книжный уголок Содержит художественную и документальную литературу для духовно-нравственного и этико-эстетического воспитания, которая формирует общую культуру, знакомит детей с разными жанрами художественной литературы, воспитывает любовь и интерес к художественному слову, удовлетворяет познавательные потребности |
3. Книжный уголок — необходимый элемент среды в группе. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Требования к оформлению книжного уголка в группе детского сада с учетом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(далее ФГОСДО) по созданию предметно – развивающей среды.
- Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребёнок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные.
- Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребёнку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
- Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.
4. Принципы организации книжного уголка:
- Доступность
- Соответствие возрасту детей
- Эстетичность
- Разнообразие литературных жанров
- Разнообразие видов книг
- Периодичность книжного обмена
5. Основные цели книжного уголка:
- развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
- создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы;
- создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе.
6. Задачи организации книжного уголка:
- формирование целостной картины мира;
- воспитание любви к чтению;
- развитие литературной речи;
- воспитание чувства языка;
- приобщение к словесному искусству;
- развитие этико-эстетического вкуса;
- знакомство с произведениями детской литературы;
- знакомство с различными литературными жанрами;
- знакомство с авторами детской литературы;
- знакомство с художниками-иллюстраторами
7. Переходим непосредственно к оснащению книжного уголка по возрастным группам:
Возрастная группа | Оснащение уголка
| Воспитательно-образовательная работа с детьми |
Группа раннего возраста (1,5-3 года) | В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
| 8.
Воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
Воспитатель учит: слушать, действовать с книгой, рассматривать иллюстрации и узнавать героев, называть предметы и сюжеты по картинкам
|
9.
Младшая группа | В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.
| 10.
Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка, учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги. Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником
Воспитатель учит: рассматривать картинки в книге, узнавать героев и их действия; пересказывать отдельные эпизоды; обращать на выразительные подробности иллюстраций, рассказывать из какой сказки данная иллюстрация. |
11.
Средняя группа | В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).
| 12.
В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Дети инсценируют знакомые стихи и сказки, проявляют свое отношение к персонажам. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра. Воспитатель учит: обмениваться мнениями по содержанию сказки, рассказа, инсценировать знакомые стихи и сказки, показывает способы починки книг. |
13.
Старшая группа |
| 14.
Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. Воспитатель учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания. Воспитатель обращает внимание на «умные» книжки, обращается к ним за ответами на детские вопросы; знакомит со словарями. «Толстые» книги читают в течение длительного времени (с продолжением). В старших группах организуются и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.
|
15. Подготовительная группа | Количество книг в уголке не регламентировано.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
| 16.
Дети берут книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах.Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе. Воспитатель с детьми организует тематические выставки. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника). В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.
|
17. Одним из необходимых элементов Книжного уголка, является Тематическая выставка
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
Основная тематика:
- Важные события, даты:
- День флага, День города, День защитника Отечества, Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.) , День 8 марта, День космонавтики, День победы, Народные праздники «Масленица» и др. - Социокультурные связи:
Дни рождения, юбилеи писателей, поэтов.
Дни детской книги (в каникулярный период).
- Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими.
18. Педагогическая работа с детьми во время выставок:
Беседы с детьми;
Подбор различных материалов: книг, иллюстраций художников, открыток, значков, скульптуры малой формы, фотографий, детских рисунков и др. экспонаты.
Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.
Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).
Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.
Формирование культуры поведения (этикет).
Посещение выставок в других группах.
19. Требования к организации выставки:
- тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
- в год планируется 5-6 и более в зависимости от возрастной группы.
- тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей:
•предстоящий праздник;
•юбилей писателя, художника - иллюстратора;
•предстоящий утренник.
- тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.
- выставка не должна быть длительной по времени.
Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться.
20.
Для привлечения внимания к книжному уголку, вами может быть создан какой-либо персонаж, который будет призывать детей к работе с книгой.
Тематические выставки могут быть собраны в отдельные папочки.
Читаем детям книги перед сном. Привлекаем родителей к чтению книг.