Книжный уголок в РППС группы согласно ФГОС ДО, в контексте ФОП ДО и ФАОП ДО

Филатова Юлия Александровна

2. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование.

Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.

 

ФОП ДО и ФАОП ДО диктуют нам наличие Центров детской активности.

Одним из обязательных центров группы является:

 

Группы раннего возраста

Группы для детей дошкольного возраста

от 3 до 7 лет

Центр познания и коммуникации

(книжный уголок)

Содержит оборудование, с помощью которого педагоги развивают у детей восприятие смысла сказок и стихов, а так же различные картинки для рассматривания

Книжный уголок

Содержит художественную и документальную литературу для духовно-нравственного и этико-эстетического воспитания, которая формирует общую культуру, знакомит детей с разными жанрами художественной литературы, воспитывает любовь и интерес к художественному слову, удовлетворяет познавательные потребности

 

 

     3. Книжный уголок — необходимый элемент среды в группе. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание  зависит от возраста  детей.

 

Требования к оформлению книжного уголка в группе детского сада с учетом  рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(далее ФГОСДО) по созданию предметно – развивающей среды.

 

  • Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребёнок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные.
  • Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребёнку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
  • Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке  2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

 

4. Принципы организации книжного уголка:

  • Доступность
  • Соответствие возрасту детей
  • Эстетичность
  • Разнообразие литературных жанров
  • Разнообразие видов книг
  • Периодичность книжного обмена

 

5. Основные цели книжного уголка:

- развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

  • создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе.

 

6. Задачи организации книжного уголка:

  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание любви к чтению;
  • развитие литературной речи;
  • воспитание чувства языка;
  • приобщение к словесному искусству;
  • развитие этико-эстетического вкуса;
  • знакомство с произведениями детской литературы;
  • знакомство с различными литературными жанрами;
  • знакомство с авторами детской литературы;
  • знакомство с художниками-иллюстраторами

 

7. Переходим непосредственно к оснащению книжного уголка по возрастным группам:

 

 

Возрастная группа

Оснащение уголка

 

Воспитательно-образовательная работа с детьми

Группа раннего возраста (1,5-3 года)

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

  • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
  • Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  • Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  • Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
  • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
  • Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

 

8.  

 

Воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

 

Воспитатель учит: слушать, действовать с книгой, рассматривать иллюстрации и узнавать героев, называть предметы и сюжеты по картинкам

 

9.

 

Младшая группа

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

  • Книги с твердыми листами, что и в группе раннего возраста;
  • книги с обычной листовой структурой;
  • эстампы (черно-белые картинки, возможно раскраски) на темы русских народных сказок.
  • Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

10.

 

Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка, учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.  Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником

 

Воспитатель учит: рассматривать картинки в книге, узнавать героев и их действия; пересказывать отдельные эпизоды; обращать на выразительные подробности иллюстраций, рассказывать из какой сказки данная иллюстрация.

11.

 

Средняя группа

 В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -  в шкафу).

 

  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
  • Альбомы дополняются по темам: «Российская армия»,  «Труд  взрослых», «Цветы», «Времена года»;
  • Открытки для рассматривания по произведениям;
  • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  • Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
  • Реквизиты для теневого театра
  • Материал для ремонта книг

 

12.

 

В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Дети инсценируют знакомые стихи и сказки, проявляют свое отношение к персонажам. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
 

Воспитатель учит: обмениваться мнениями по содержанию сказки, рассказа, инсценировать знакомые стихи и сказки, показывает способы починки книг.

13.

 

Старшая группа

  • Наполняемость:  10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
  • 2-3 сказочных произведения;
  • книги, с которыми детей знакомят на занятиях;
  • книги для расширения сюжета детских игр;
  • юмористические книги с яркими смешными картинками;
  • книги, которые дети приносят из дома;
  • детские журналы;
  • произведения писателей С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и др;
  • 2-3 книги о жизни природы, о животных, о растениях;
  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
  • книги, рекомендованные программой;
  • книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
  • энциклопедии («умные» книжки), словари;
  • «Толстые» книжки;
  • Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов,  К. Чуковский;
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
  • наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
  • Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
  • Периодически (1 раз в квартал)  оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

   

14.

 

Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.

Воспитатель учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.

Воспитатель обращает внимание на «умные» книжки, обращается к ним за ответами на детские вопросы; знакомит со словарями.

«Толстые» книги читают в течение длительного времени (с продолжением).

В старших группах организуются и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

 

 

15.

Подготовительная группа

Количество книг в уголке не регламентировано.

  • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  • 2-3 сказочных произведения;
  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  • книги, которые дети приносят из дома;
  • добавляются книги на школьную тематику;
  • тематическиеальбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;
  • Детские журналы выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)
  • портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

 

16.

 

Дети берут книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В подготовительной группе можно  организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.

После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков  составляются альбомы, выставки для книжного уголка.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах.Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Воспитатель с детьми организует тематические выставки. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

 В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

 

 

17.  Одним из необходимых элементов Книжного уголка, является Тематическая выставка

Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

Основная тематика:

  • Важные события, даты:
    -  День флага, День города, День защитника Отечества,  Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.) , День 8 марта, День космонавтики, День победы, Народные праздники «Масленица» и др.
  •  Социокультурные связи:
    Дни рождения, юбилеи писателей, поэтов.
    Дни детской книги (в каникулярный период).

 

  • Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими.

 

18. Педагогическая работа с детьми во время выставок:

Беседы с детьми;
Подбор различных материалов: книг, иллюстраций художников, открыток, значков, скульптуры малой формы, фотографий, детских рисунков и др. экспонаты.
 

Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.
Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).
Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.
Формирование культуры поведения (этикет).
Посещение выставок в других группах.

 

 

19. Требования к организации выставки:
- тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
- в год планируется  5-6 и более в зависимости от возрастной группы.
- тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей:

•предстоящий праздник; 
•юбилей писателя, художника - иллюстратора;
•предстоящий утренник.
- тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.

- выставка не должна быть длительной по времени.

 

Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться.

 

20.

Для привлечения внимания к книжному уголку, вами может быть создан какой-либо персонаж, который будет призывать детей к работе с книгой.

 

Тематические выставки могут быть собраны в отдельные папочки.

Читаем детям книги перед сном. Привлекаем родителей к чтению книг.