«Использование фототерапии в условиях ДОУ»

Еремеева Елена Владимировна

Детский сад - это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, вектор психолого-педагогического сопровождения в ДОУ должен быть направлен на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы ДОУ, а также направлен на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

Дошкольный возраст, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.

В настоящее время, педагоги, все чаще обращаются к методу фототерапии, связанному с применением фотографии.

И так, что же такое Фототерапия — это одна из форм визуального искусства, связана с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.

Канадский психолог Джуди Вайзер, которая использовала фотографии при работе с глухими детьми, начиная с 1973 года, опубликовала свою первую статью, использовав термин: техники Фототерапии. 

Психологи и арт-терапевты начали использовать данный вид терапии в своей практике в работе с детьми 4-6 лет с конца 1979-х года.

Задачи фототерапии:

1. Развивать детское воображение, мышление, внимание и память

2. Обеспечивать познавательное развитие детей и развивать творческие способности.

3. Активизировать и стимулировать их речевую активность.

6. Снижать уровень тревожности у детей.

Планируя работу в ДОУ по методу фототерапии, необходимо знать и учитывать функции фототерапии:

Фокусирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и переживанию событий. Фотография может способствовать раскрытию и укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к дальнейшему развитию.

Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения и тактильной чувствительности.

Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности осуществлять свой выбор и определенным образом “встраивать” объект восприятия в систему личных значений, соотносить со своими потребностями и опытом.

Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления, отражающиеся во внешнем облике и поступках.

Отражающая функция заключается, в отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни и увидеть, насколько различаются внешность, поведение и окружающая среда в разные моменты жизни.

Смыслообразующая функция заключается, в способности фотографии помочь увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей.

Защитная, эта функция связана со способностью фотографии обеспечивать своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогать контролировать их.

В своей работе мы используем следующие виды фототерапии:

  1. Автопортреты — любые фотографии самого себя, сделанные, когда человек буквально или метафорически сам полностью контролирует процесс создания снимка.
  2. Фотографии, сделанные другими людьми, где человек специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно.
  3. Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции  - фотографии семьи или семейные снимки по выбору.
  4. Фотографии, найденные или созданные с помощью фотокамеры, коллекции  изображений в журналах, интернете, на открытках и т.д.
  5. Техника «фото-проекций», которая исходит из того, что смысл снимка главным образом формируется в процессе восприятия.

Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что метод фототерапии в работе педагога ДОУ, универсален в применении.

А теперь мы приглашаем вас к нам в группу: 

  • При входе в группу нас встречает уголок «Моё настроение», как приём саморегуляции, знакомство с различными эмоциями, развивается умение различать негативные и позитивные эмоции, понимание эмоций своих и у окружающих, развитие мимики, развитие внимания, наблюдательности.
  • Для знакомства с воспитанниками нашей группы и их семьями, создана «Стена приветствия», в виде коллажей и различных фотовыставок, («Я и моя семья», «Я и моя мама», «Как две капли воды», «Защитники Отечества», «Наши любимые бабушки и дедушки») для снятие напряжения, формирование позитивной установки и раскрытие внутренней инициативы.
  • В рамках реализации регионального компонента образовательной программы, в группе оформлена фотовыставка "Красота родной природы". Дети, родители и педагоги представили свои фотоработы, на которых запечатлены красивые уголки нашего края и страны. Дети и родители с удовольствием рассматривают фотографии, делятся впечатлениями о знакомых местах, планируют свои поездки на будущее. Выставка постоянно пополняется. В группе также создан мини-музей «Фото-история родного города».
  • В зависимости от темы периода и темы недели создаются фотоотчёты, в виде фотоколлажей, фотовыставок. Детям озвучивается тема следующей недели, дома дети  обсуждают тему недели с родителями и готовят фотоматериал, вырезки из журналов и газет, интернет ресурсы («Семья», «Моя любимая игрушка»(«Мир игрушек»), «Пернатые друзья», «Мой любимый питомец», «Мама, папа и я! Спортивная семья»).
  • Для создания эмоционально-положительного настроя на совместную работу проводятся онлайн-игры «Угадай, чей ребёнок по рукам, губам и т. д.»
  • Коммуникативная книга – средство Альтернативной и Дополнительной Коммуникации (АДК), которое неговорящий ребёнок может использовать для общения. Данное пособие используется для детей с расстройствами аутистического спектра, для общения. Изучив материал по этой теме,  мы начали  использовать это пособие в своей работе, для развития связной речи детей с ТНР. Детям предлагаются сюжетные картинки педагогом, либо ребёнок сам определяет тему, и при помощи карточек-пекс (картинки) дети строят предложения или рассказ и проговаривают, озвучивают.