«Использование фототерапии в условиях ДОУ»

Детский сад - это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, вектор психолого-педагогического сопровождения в ДОУ должен быть направлен на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы ДОУ, а также направлен на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.
Дошкольный возраст, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.
В настоящее время, педагоги, все чаще обращаются к методу фототерапии, связанному с применением фотографии.
И так, что же такое Фототерапия — это одна из форм визуального искусства, связана с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.
Канадский психолог Джуди Вайзер, которая использовала фотографии при работе с глухими детьми, начиная с 1973 года, опубликовала свою первую статью, использовав термин: техники Фототерапии.
Психологи и арт-терапевты начали использовать данный вид терапии в своей практике в работе с детьми 4-6 лет с конца 1979-х года.
Задачи фототерапии:
1. Развивать детское воображение, мышление, внимание и память
2. Обеспечивать познавательное развитие детей и развивать творческие способности.
3. Активизировать и стимулировать их речевую активность.
6. Снижать уровень тревожности у детей.
Планируя работу в ДОУ по методу фототерапии, необходимо знать и учитывать функции фототерапии:
Фокусирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и переживанию событий. Фотография может способствовать раскрытию и укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к дальнейшему развитию.
Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения и тактильной чувствительности.
Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности осуществлять свой выбор и определенным образом “встраивать” объект восприятия в систему личных значений, соотносить со своими потребностями и опытом.
Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления, отражающиеся во внешнем облике и поступках.
Отражающая функция заключается, в отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни и увидеть, насколько различаются внешность, поведение и окружающая среда в разные моменты жизни.
Смыслообразующая функция заключается, в способности фотографии помочь увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей.
Защитная, эта функция связана со способностью фотографии обеспечивать своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогать контролировать их.
В своей работе мы используем следующие виды фототерапии:
- Автопортреты — любые фотографии самого себя, сделанные, когда человек буквально или метафорически сам полностью контролирует процесс создания снимка.
- Фотографии, сделанные другими людьми, где человек специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно.
- Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции - фотографии семьи или семейные снимки по выбору.
- Фотографии, найденные или созданные с помощью фотокамеры, коллекции изображений в журналах, интернете, на открытках и т.д.
- Техника «фото-проекций», которая исходит из того, что смысл снимка главным образом формируется в процессе восприятия.
Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что метод фототерапии в работе педагога ДОУ, универсален в применении.
А теперь мы приглашаем вас к нам в группу:
- При входе в группу нас встречает уголок «Моё настроение», как приём саморегуляции, знакомство с различными эмоциями, развивается умение различать негативные и позитивные эмоции, понимание эмоций своих и у окружающих, развитие мимики, развитие внимания, наблюдательности.
- Для знакомства с воспитанниками нашей группы и их семьями, создана «Стена приветствия», в виде коллажей и различных фотовыставок, («Я и моя семья», «Я и моя мама», «Как две капли воды», «Защитники Отечества», «Наши любимые бабушки и дедушки») для снятие напряжения, формирование позитивной установки и раскрытие внутренней инициативы.
- В рамках реализации регионального компонента образовательной программы, в группе оформлена фотовыставка "Красота родной природы". Дети, родители и педагоги представили свои фотоработы, на которых запечатлены красивые уголки нашего края и страны. Дети и родители с удовольствием рассматривают фотографии, делятся впечатлениями о знакомых местах, планируют свои поездки на будущее. Выставка постоянно пополняется. В группе также создан мини-музей «Фото-история родного города».
- В зависимости от темы периода и темы недели создаются фотоотчёты, в виде фотоколлажей, фотовыставок. Детям озвучивается тема следующей недели, дома дети обсуждают тему недели с родителями и готовят фотоматериал, вырезки из журналов и газет, интернет ресурсы («Семья», «Моя любимая игрушка»(«Мир игрушек»), «Пернатые друзья», «Мой любимый питомец», «Мама, папа и я! Спортивная семья»).
- Для создания эмоционально-положительного настроя на совместную работу проводятся онлайн-игры «Угадай, чей ребёнок по рукам, губам и т. д.»
- Коммуникативная книга – средство Альтернативной и Дополнительной Коммуникации (АДК), которое неговорящий ребёнок может использовать для общения. Данное пособие используется для детей с расстройствами аутистического спектра, для общения. Изучив материал по этой теме, мы начали использовать это пособие в своей работе, для развития связной речи детей с ТНР. Детям предлагаются сюжетные картинки педагогом, либо ребёнок сам определяет тему, и при помощи карточек-пекс (картинки) дети строят предложения или рассказ и проговаривают, озвучивают.