«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ С ВОСПИТАННИКАМИ (СЕМЬЯМИ) УЧАСТНИКОВ СВО»

Сапельникова Елена Александровна

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ С ВОСПИТАННИКАМИ (СЕМЬЯМИ) УЧАСТНИКОВ СВО»

 

                                                                                                                                                                     

 

         Аннотация. Статья посвящена особенностям работы педагогов с семьями участников СВО. Особое внимание уделяется работе детского сада с детьми участников СВО, где требуется особый подход и создание атмосферы поддержки и понимания, важность сотрудничества ДОУ, родителей, психологов и социальных работников для успешной помощи этим семьям.

         Ключевые слова: дошкольный возраст, СВО, поддержка семьи, задача, сотрудничество, задача, жизненная ситуация.

 

          В дошкольном возрасте происходит активное формирование нравственных ценностей у детей. Это период, когда дети начинают осознавать свои эмоции и чувства, понимать различия между добром и злом, справедливостью и несправедливостью. В этот период важно создавать условия, способствующие развитию нравственного сознания и поведения ребенка. В условиях современной реальности этому нужно уделять большое значение.

         Наша страна и наш народ переживает непростые времена, идет специальная военная операция, огромное число мобилизованных, контрактников, военных, мужчины воюют, их семьи и дети находятся в непростой жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнь человека. В статье 1ФЗ РФ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» дана следующая формулировка «дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи», следовательно, призыв на военную службу по мобилизации для участия в СВО и является этими «сложившимися обстоятельствами», которые серьезным образом меняют весь жизненный уклад семьи. Наш детский сад и конкретно нашу группу посещают дети участников СВО. Работа с данной категорией детей и семей требует особого подхода, если учесть тот факт, что нет специальной методической литературы, рекомендаций, приходится педагогам самим искать, разрабатывать методы и формы работы.

          Взаимодействие ДОУ с семьями участников СВО - это сложная, но важная задача, требующая особого внимания и чувствительности. Важно создать атмосферу поддержки и понимания, помочь детям справиться с тревожностью и негативными эмоциями, связанными с отсутствием родителя. Работа с каждой семьей должна быть индивидуальна и учитывать особенности ее ситуации, потребности и желания, доверие и уважение. Важно создать атмосферу доверия и уважения к семьям участников СВО, показать им, что их дети не оставлены без внимания и поддержки. Сотрудничество и работа с семьями участников СВО - это совместная ответственность ДОУ, родителей, психологов, социальных работников и других узких специалистов, т.к это отражено в задачах ФГОСС ДОО «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

          В Детском саду и в нашей группе «Капитошки» активно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одним из эффективных методов считаем проектную деятельность по патриотическому воспитанию, были реализованы проекты «Шкатулка семейных ценностей», «Взаимодействие родителей и ДОУ в реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриота вместе», в настоящее время реализуется проект «Звездочка» (создание отряда юнармии на базе ДОУ) цель которых, воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи, проводим родительские тематические собрания «Любовь к Родине начинается с семьи». Дети и семьи участников СВО всегда под пристальным вниманием, стараемся их задействовать во все мероприятия, предлагаем участие в различных конкурсах.  Регулярное чтение с детьми книг с нравственным содержанием, просмотр соответствующих мультфильмов и фильмов, организация игр и конкурсов, направленных на развитие доброжелательности, взаимопомощи и уважения к окружающим, организация тематических занятий и мероприятий, посвященных памяти героев, подвигу военных, формированию гражданской позиции. Когда проводим тематические утренники «День Матери», «День отца», «23 февраля» и фотовыставки, стараемся записывать видео, чтобы семьи могли отправить видео своим родственникам, находящимся на СВО. В детском саду организован стенд, посвященный участникам СВО, «книга Памяти, погибшим на СВО», активно ведется волонтерская работа по сбору гуманитарной помощи участникам СВО. Психолог ДОУ в любое время может оказать психологическую помощь семьям участников СВО, с детьми проводит индивидуальные и групповые занятия, игры и упражнения, направленные на смягчение тревожности, снижение стресса и формирование позитивного взгляда на мир. Администрация ДОУ, педагоги и родители всегда открыты к общению, могут выслушать, дать совет, поддержать, оказать посильную помощь.

          Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работа с детьми участников СВО в дошкольном учреждении требует особого внимания и чуткого подхода. Непростые жизненные обстоятельства, вызванные специальной военной операцией, оказывают серьезное влияние на психологическое состояние детей и их семей. Отсутствие родителя, тревога и неуверенность в будущем - это вызовы, с которыми столкнулся каждый ребенок из этой категории.

          Необходимость индивидуального подхода, создание атмосферы доверия и поддержки, а также тесное сотрудничество с семьями участников СВО являются ключевыми факторами успешной работы дошкольного учреждения. Важно помнить о задачах ФГОС, которые направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, а также на поддержку семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

          Несмотря на отсутствие специальной методической литературы и рекомендаций, педагоги должны проявлять инициативу, разрабатывать новые методы и формы работы, чтобы обеспечить детям из семей участников СВО необходимую поддержку и помочь им справиться с трудным периодом в их жизни.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/8ecbe3314ad9e500bfb90273b6c736f7e0e78429/
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-semyami-uchastnikov-svo/viewer
  3. https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
  4. Сборник лучших практик поддержки детей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, «Практики, меняющие мир детей!». -М.: Фонд поддержки детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.-М.:издат «Перо», 2020.-96с.
  5. Киреева Л. А., Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь

семье. СПб.: Питер, 2017