Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе: «Зимние месяцы»
Задачи в интеграции:
«Речевое развитие»: упражнять в подборе определений к заданному слову, формировать умение строить связные высказывания, рассуждать.
«Физическая культура»: развитие зрительно-моторной координации - умение сочетать речь с движением через развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.
«Познание»: закрепить знания детей о признаках зимы и сезонных изменениях, связанные с зимним периодом.
«Художественно-эстетическое развитие»: воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
«Социально-личностное»: воспитывать любовь к природе, развитие самостоятельности.
Предварительная работа: прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях. Зимние игры.
Материал: картинки о зиме, шкатулка с загадками, снежок, снежинки, картинки зимних месяцев и признаков зимы, коврограф с изображениями дерева и частей снеговика.
Методические приёмы:
- словесные: беседа, вопросы, объяснения, словесная игра;
- наглядные: картинки;
- практические: построить снеговика и украсить картину снежинками.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети давайте построим «Гору дружбы», соединив наши руки.
(воспитатель протягивает свою руку, на неё кладёт руку ребёнок, и т.д.)
Видите, какая крепкая наша дружба, с друзьями нам любая работа по плечу. А это нам сегодня пригодится!
– Ребята, мы сегодня с вами поговорим …, а о чем мы будем говорить, вы узнаете из загадки, которая спряталась в волшебной шкатулке (воспитатель показывает шкатулку):
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
Воспитатель:
– Как вы думаете, про что это ? (про зиму)
Воспитатель:
- А вот ещё вам загадки (воспитатель достает их из сундучка):
Ну, когда же Новый Год
К нам с подарками придет? —
Пусть пришел бы к детворе
Он пораньше — в … (Декабре)
Начинает календарь
Месяц с именем… (Январь)
Кто борьбу с весной ведёт?
То морозит, то метёт.
Снега месяцу не жаль,
Третий сын зимы -… (Февраль)
– Про что эти загадки? (Про зимние месяцы)
– Давайте назовем зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль)
– Дети, а какое сейчас время года? (Зима)
– А почему вы так думаете? (Дети называют признаки зимы)
(всё в снегу, лед сковал реки и озёра, солнце светит, но не греет, некоторые животные поменяли шубы, легли в спячку, ночь длиннее дня, дети катаются на лыжах, санках, коньках, с нами зимующие птицы).
Воспитатель: Скажите, какая погода может быть зимой? Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная); Мороз – (морозная); Ветер – (ветреная); Стужа – (студёная); Холод – (холодная).
«Массаж биологически активных зон»
Воспитатель:
– Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Неболейка».
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать
(указательными пальцами растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
(прикладывают ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею
(раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!
(потирают ладони)
Воспитатель: Сейчас мы будем исправлять ошибки в рассказе.
Первый зимний месяц называется сентябрь. Над головой летают ласточки. Медведи гуляют зимой по лесу. А зимой очень тепло, так и хочется босиком по сугробам побегать. Зимой дети купаются в речке. Лыжники съезжают с горки на санках. Чтобы не простудиться нужно каждое утро съедать по сосульке.
Воспитатель: Зима предлагает вам поиграть в снежки.
Игра «Назови ласково».
(Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.)
Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка). Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок).
Воспитатель: В снежки мы с вами поиграли, а теперь пора и со снежинками поиграть.
Дыхательные упражнения.
Воспитатель: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех». Вы поможете мне подуть на снежинки? (Раздаёт снежинки). Расскажите, пожалуйста, как надо правильно дуть.
Дети: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.) А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
Физкультминутка.
Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).
Игра «Доскажи словечко». (Образование родственных слов.)
Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Давайте поиграем со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки — серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят — всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка — эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри — с красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ... (Снег.)»
Воспитатель: Как много родственников у слова «снег».
Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
Игра «Найди лишнее слово». (Развитие слухового внимания.)
Воспитатель: Послушайте и найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».
«Снег, снегирь, снасти, снеговик».
«Холод, хороший, холодильник, холодок».
«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».
Воспитатель: Ребята, вы так сильно дули на снежинки, что они разлетелись в разные стороны и даже разрушили снеговика! Надо все поправить и навести порядок: построить снеговика и укутать деревья снегом.(Работа на коврографе)
Заключительная часть.
Воспитатель: Подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось.
Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.