ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ОТЕЧЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Лигезина Светлана Александровна,
СП «Детский сад №52» ГБОУ СОШ № 26г. Сызрани, воспитатель
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ОТЕЧЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одно из главных и приоритетных течений работы нашего детского сада считается общественно-коммуникативное формирование сознания ребенка дошкольного возраста. Патриотическое ощущение каждого человека, согласно собственной натуре, многосторонне, оно связывает все без исключения: высоконравственное, интеллектуальное,эстетическое также физиологическое формирование. Подразумевает влияние на каждую из сторон с целью извлечения общего итога. Этому способствует специально собранный материал по ознакомлению детей с темой «Армия России».
Любовь к Родине — проявление природное, нужное для существования любого человека. Как национальная государственная идея, она формируется на всем протяжении истории Отечества, и в то же время, опираясь на прошлое, как развивающая идея, всегда устремлена в будущее. Любовь к Родине — ощущение гордости за собственную Отчизну.
С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.
Федеральная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. И главная задача педагога - воспитывать высоконравственного человека по идеальным представлениям.
Целью Федеральной общеобразовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Дошкольные годы — время активного развития детей. В данный промежуток времени совершается развитие детей, их чувств, эмоций, элементов общественного приспособления в мире, наступает процедура осознания себя. Этот этап существования считается более подходящим с целью чувственно – эмоционального влияния на детей, так как фигуры восприятия в дошкольном детстве весьма сильны и велики, и также по этой причине они остаются в памяти на долгое время. В то же время следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России.
Педагогами накоплен материал согласно патриотическому обучению дошкольников: многообещающие проекты, картотеки, циклы разговоров, занятий.
Занятия,беседы, чтение образной литературы о заступниках Отечества, мифических силачах объединены с исследованием произошедших событий в России, а такжес воспитанием любви к своей Родине, Отчизне , готовностью охранять её, гордиться боевыми победами российских воинов.
Нами был составлен перспективный план ознакомления воспитанников с историей и культурой нашей страны, нашего города.
№ | Тема занятия | Цель занятия |
1 | «Путешествие по России» | Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине |
2 | «Большая и малая Родина» | Расширить представления дошколят о Родине, большой и малой |
3 | «Символика нашего города» | Познакомить детей с гербом Сызрани. Дать понятие об обозначениях символики на гербе города. |
4 | «Я люблю свой город» | Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях |
5 | «9 Мая – День Победы» | Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине, прививать любовь к малой Родине, воспитывать толерантность, культуру поведения |
6 | «Знаменитые люди города» | Знакомить детей с нашими земляками, которые внесли свой вклад в процветание нашего края. |
Любовь к Родине у детей наступает с любви к собственной небольшой Отчизне — участку, к месту, где появился на свет ребенок. В данной взаимосвязи, колоссальной значимостью обладает знакомство дошкольников с своеобычием родного города. Знакомясь с близким городом, а потом и с своим государством, страной, его достопримечательностями, дети обучаются понимать себя. Главные характеристики любви к родному краю, это и любовь к малой Родине, и к людям, которые нас окружают. С детства у детей формируются эмоции, особенности нрава, которые объединяют его напрямую с собственным народом, собственным государством. Но, как фиксируют педагоги, вопрос обучения ребенка любви к Отчизне весьма непрост. Ощущение любви к Родине создается у детей со временем, в ходе накапливания познаний и также взглядов о социальном существовании государства. Пробуждается данное непростое ощущение любви к родным, к городу, в котором дошкольник появился на свет к собственной небольшой Отчизне. Вопрос обучения ребенка любви к Отчизне существовал постоянно, однако особенную важность обрел в наше время. В последние годы наша Родина поменялась. Многими скептиками пересматривается далекое прошлое нашей страны.
На Руси всегда были в почете бойцы, защищающие родную землю. Основными персонажами былин считались силачи – представители сильного пола, оберегавшие девушек, старцев и детей. Большое число сказок, поговорок, пословиц также песен сложено о русских богатырях. Также, безусловно, большая часть детей стремиться быть схожими с ними: дети хотят быть отважными, мощными, даровитыми, справляющимися с всевозможными проблемами и препятствиями в собственной дороге.
Развитие патриотизма у дошкольников – процедура непростая. Это работа всегда продолжительная, требующая от педагога каждодневного труда и огромной индивидуальной уверенности. Данная деятельность в детском саду проводится регулярно, систематически с абсолютно всеми возрастными группами, в различных типах работы согласно тенденциям: «Боевая техника в службе солдат», «Рода войск нашей армии», «Герои-земляки-защитники нашего Отечества».
Создание и пополнение развивающей предметно - пространственной среды по теме «Мы помним героев» мы начали с создания следующего материала для ознакомления с защитниками Отечества:
- Тематические папки: «Российская армия», «Памятники воинской славы», «Великая Отечественная война», «Города –Герои», «Богатыри земли русской», «Наши предки — славяне»
- Фотографии с рисунками русских воинов
- Художественная литература и дидактические игры по теме «Защитники Отечества»
- Модели (античная крепость)
- Видеофрагменты и слайды, посвященные «23 февраля»
- Стенгазеты ко Дню Защитников Отечества
- Сюрприз для пап и дедушек
- Дидактические игры для детей: «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Военная техника», «Чья форма»
- Модели военной техники
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пограничники», «Лётчики», «Российская Армия»
- Атрибуты для подвижных игр «Защита границы», «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый смелый», «Самый меткий», «Найди секретный пакет».
- Костюм русского богатыря.
Результат патриотического воспитания наших детей зависит не только от нашей работы, но и от отца с матерью, семьи, атмосферы, что царствует дома, в детском саду. Родители (отец с матерью) считаются соучастниками нашей работы. Нами было организовано родительское собрание о проблеме «Воспитание молодого патриота», дискуссировался вопрос о патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста. Родители с удовольствием поделились собственным опытом. Сообщили, как они закладывают в собственных детей патриотические эмоции. Родители охотно откликнулись на нашу просьбу помочь собрать необходимый материал по теме «Защитники Отечества». Они давали фото, послания, из домашних архивов, выбирали фото о войсках, о борьбе, картинки, открытки.
Подводя результаты проведенной работы можно выделить, то что заинтересованность ребенка к истории родной страны увеличилась. Дети начали больше применять в играх военную тематику, с уважением откликались о заступниках Отечества, с гордостью делились новыми познаниями с ровесниками и также педагогами. У многих детей сформировано желание быть похожим на воинов, стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья, уважение к защитникам Отечества. Невзирая на то, что в ходе данной деятельности понадобилось встретиться с проблемами, я убеждена, что данную работу необходимо осуществлять в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение». Вследствие проведенной деятельности родители признательны педагогам за то, что у них появилась возможность совместно с ребенком полистать домашние альбомы, вспомнить собственных близких, поведать об этом. А дети стали гордиться своими близкими.
Библиографический список:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2007 г.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ, 2005
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”. 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 г.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.