ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ОТЕЧЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Лигезина Светлана Александровна

Лигезина Светлана Александровна,

СП «Детский сад №52» ГБОУ СОШ № 26г. Сызрани, воспитатель

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ОТЕЧЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 

 

Одно из главных и приоритетных  течений работы нашего  детского сада считается общественно-коммуникативное формирование сознания ребенка дошкольного возраста. Патриотическое ощущение каждого человека, согласно собственной натуре,  многосторонне, оно связывает все без исключения: высоконравственное, интеллектуальное,эстетическое также физиологическое формирование. Подразумевает влияние на каждую из сторон с целью извлечения общего итога.  Этому способствует специально собранный материал по ознакомлению детей с темой «Армия России».

Любовь к Родине — проявление природное,  нужное для существования любого человека. Как национальная государственная идея, она формируется на всем протяжении истории Отечества, и в то же время, опираясь на прошлое, как развивающая идея, всегда устремлена в будущее.  Любовь к Родине — ощущение гордости   за собственную Отчизну.

С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.

Федеральная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. И главная задача педагога - воспитывать высоконравственного человека по идеальным представлениям.

Целью Федеральной общеобразовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

 

Дошкольные годы — время активного развития  детей.  В данный  промежуток времени  совершается развитие   детей, их  чувств,  эмоций, элементов  общественного  приспособления  в мире,  наступает  процедура  осознания себя. Этот этап существования  считается более подходящим с целью  чувственно  – эмоционального  влияния на детей,  так как    фигуры  восприятия в дошкольном детстве  весьма  сильны и велики, и также по этой причине они остаются в памяти на долгое время.   В то же время следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России.

Педагогами накоплен материал согласно патриотическому обучению дошкольников: многообещающие проекты, картотеки, циклы разговоров, занятий. 

Занятия,беседы, чтение образной литературы о заступниках Отечества, мифических силачах объединены с исследованием произошедших событий в России, а  такжес  воспитанием любви к своей  Родине, Отчизне , готовностью охранять её, гордиться  боевыми победами российских воинов. 

Нами был составлен перспективный план ознакомления воспитанников с историей  и культурой нашей страны, нашего  города.

Тема занятия

Цель занятия

 1

«Путешествие по России»

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине

«Большая и малая Родина»

Расширить представления дошколят о Родине, большой и малой

«Символика нашего города»

Познакомить детей с гербом Сызрани. Дать понятие об обозначениях символики на гербе города.

«Я люблю свой город»

Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях

«9 Мая – День Победы»

Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине, прививать любовь к малой Родине, воспитывать толерантность, культуру поведения

«Знаменитые люди города»

Знакомить детей с нашими земляками, которые внесли свой вклад в процветание нашего края.

Любовь к Родине у детей наступает  с любви  к собственной  небольшой  Отчизне — участку, к  месту, где  появился на свет  ребенок.  В данной взаимосвязи, колоссальной значимостью обладает знакомство дошкольников с своеобычием родного города. Знакомясь с близким городом, а потом и с своим   государством, страной, его достопримечательностями, дети обучаются понимать себя.  Главные характеристики любви к родному краю, это и любовь к малой Родине, и к людям, которые нас  окружают. С детства  у детей  формируются  эмоции,  особенности нрава, которые объединяют его напрямую с собственным народом,  собственным  государством. Но,  как фиксируют педагоги,  вопрос  обучения   ребенка любви к Отчизне весьма непрост. Ощущение  любви к Родине  создается у детей   со временем, в ходе накапливания познаний и  также  взглядов  о социальном существовании государства.  Пробуждается данное  непростое ощущение  любви к родным, к городу, в котором   дошкольник появился на свет к собственной небольшой Отчизне. Вопрос   обучения  ребенка любви к Отчизне  существовал  постоянно, однако особенную важность  обрел в наше время. В последние   годы наша Родина поменялась. Многими скептиками  пересматривается далекое прошлое нашей страны. 

На Руси  всегда были в почете бойцы, защищающие родную землю. Основными персонажами былин считались силачи – представители сильного пола, оберегавшие девушек, старцев и детей. Большое число сказок, поговорок, пословиц также песен сложено о русских богатырях. Также,    безусловно, большая часть детей стремиться быть схожими с ними: дети хотят быть отважными,   мощными, даровитыми, справляющимися с всевозможными проблемами и препятствиями в собственной дороге.

Развитие  патриотизма у  дошкольников – процедура непростая. Это работа всегда  продолжительная, требующая от педагога каждодневного труда и огромной  индивидуальной  уверенности. Данная  деятельность в детском  саду проводится регулярно, систематически с  абсолютно всеми возрастными группами, в различных типах работы согласно тенденциям: «Боевая техника в службе солдат», «Рода войск нашей армии», «Герои-земляки-защитники нашего Отечества».

Создание и пополнение развивающей предметно - пространственной среды по теме «Мы помним героев» мы начали с создания следующего материала для ознакомления с защитниками Отечества:

  • Тематические папки: «Российская армия», «Памятники воинской славы», «Великая Отечественная война», «Города –Герои», «Богатыри земли русской», «Наши предки — славяне»
  • Фотографии с рисунками русских воинов
  • Художественная лите­ратура и дидактические игры по теме «Защитники Отечества»
  • Модели (античная крепость)
  • Видеофрагменты и слайды, посвященные «23 февраля» 
  • Стенгазеты ко Дню Защитников Отечества
  • Сюрприз для пап и дедушек
  • Дидактические игры для детей: «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Военная техника», «Чья форма»
  • Модели военной техники
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр  «Пограничники», «Лётчики», «Российская Армия»
  • Атрибуты для подвижных игр «Защита границы», «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый смелый», «Самый меткий», «Найди секретный пакет».
  • Костюм русского богатыря.


Результат патриотического воспитания наших детей зависит не только от нашей работы, но и  от отца с матерью, семьи, атмосферы, что царствует дома, в детском саду.  Родители (отец с матерью) считаются  соучастниками нашей работы. Нами было организовано родительское собрание  о проблеме  «Воспитание молодого патриота»,  дискуссировался вопрос о патриотическом  воспитании ребенка дошкольного возраста. Родители с удовольствием поделились собственным опытом. Сообщили,  как  они закладывают в собственных детей  патриотические эмоции. Родители охотно откликнулись на нашу просьбу помочь собрать необходимый материал по теме «Защитники Отечества». Они  давали фото,  послания,   из  домашних  архивов,  выбирали  фото  о   войсках, о борьбе, картинки, открытки.

Подводя результаты проведенной работы можно выделить, то что  заинтересованность ребенка к истории родной страны увеличилась. Дети начали больше применять в играх военную тематику, с уважением откликались о заступниках Отечества, с гордостью делились  новыми познаниями с ровесниками и  также педагогами.   У многих детей сформировано желание быть похожим на воинов, стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья, уважение к защитникам Отечества.                                                                                    Невзирая на то,  что в  ходе данной  деятельности  понадобилось  встретиться с  проблемами, я убеждена,  что данную работу необходимо осуществлять в детском  саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение». Вследствие проведенной деятельности родители   признательны педагогам за то, что у них появилась возможность  совместно с ребенком  полистать  домашние  альбомы,  вспомнить собственных близких, поведать об этом.  А дети стали гордиться своими близкими.

 

Библиографический список:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2007 г.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ, 2005
  3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”.  2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 г.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005.