Нравственно - патриотическое воспитании детей дошкольного возраста через русские народные хороводные игры.
Нравственно - патриотическое воспитании детей дошкольного возраста через русские народные хороводные игры.
Степанова Ю.А
(Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад №341»)
В настоящее время, остро ощущается потребность восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности своего народа. Но не желание подрастающего поколения ценить свою культуру ,свое отечество – одна из серьёзных проблем нашего времени. Поэтому развивать понимание у детей культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Важная роль патриотического воспитания, приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, знать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Опыт работы нашего ДОУ показал, что у воспитанников не достаточно сформировано представление о русской национальной культуре : оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Нужно постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам самый лучший источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.
В нашем учреждении знакомство детей с народным творчеством ведётся с ясельной группы и с каждым годом интерес к этому не только не угасает, а становится всё больше и больше. Опыт показывает , что детей дошкольного возраста лучше приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Они приурочены к определённым датам, имеют ярко выраженный сезонный характер. Встречи и проводы времён года, колядование, закликание птиц весной, чествование урожая.
В праздниках с радостью принимают участие дети и родители, которые с большим удовольствием приобретают и шьют русские народные костюмы для своих детей ,так же принимают участие в праздниках в виде героев мероприятия , коробейников , пополняют музей «Русской избы» предметами русского быта. Большой эмоциональный заряд получают и сами родители, принимая в этом участие. Тем самым поддерживая своих детей , возрождая национальную культуру , впуская в свою повседневную жизнь традиции своего народа и своей страны. Все эти мероприятия проходят в игровой форме, где большая часть праздника занимают русские хороводные игры. Они вызывают интерес не только как жанр народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о жизни наших предков их жизни, труде, отдыхе. Поэтому мы решили внедрить в учреждении проект «Русские народные хороводные игры»
Цель проекта приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ.
Задачи:
1. Приблизить детей к культуре наших предков через музыкальные и хороводные игры;
2. Дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах обычаях русского народа через игровую деятельность;
3. Способствовать пониманию красоты и ценности русской национальной культуры;
4. Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.
Участники проекта : дети среднего и старшего дошкольного возраста 4-5; 5 – 6 лет;
Инновационная направленность проекта: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Реализация проекта состояла из трёх этапов:
На первом этапе проекта организационно – подготовительном .Разработка и утверждение проекта. Анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме. Подбор бесед и презентаций для детей среднего, старшего дошкольного возраста. Была создана картотека хороводных народных игр. Подбор музыкального репертуара. Так же были составлены сценарии фольклорных развлечений.
Второй этап. Реализация проекта. В течение года воспитанники средних и старших групп, под руководством музыкального руководителя, изучали видеофильм информационно–просветительского этнопроекта «Видеоальманах Дружбы». Занятия в музее «Русская изба» : «Хохломская ложка»,«Кукла оберег». Так же был проведен мастер-класс с педагогами «Русские хороводные народные игры». Консультации для родителей на тему « Фольклор – как средство приобщения дошкольников к народной культуре, истокам народного творчества». В течении года с детьми и педагогами были разучены хороводные игры : «Золотые ворота», «Ручеек», «Заря заряница», «Чижик пыжик чижачок», «Гори гори ясно», «Кузя домовой», «Бабка - ёжка», «Растяпа» «Как у тетушки Маланьи», «Как у дедушки Федота» Совместными усилиями педагогов и родителей были проведены развлечения: «Колядки», «Масленица» «Осенины», «Капустные посиделки», «Ярмарка». Полученные знания дети и воспитатели применяли не только на конкретных развлечениях, но и на прогулках, в режимных моментах с воспитанниками.
Третий этап проекта. Итоговый. Было проведено итоговое мероприятие «Веселимся мы играем и несколько не устанем». Так же ребята приняли участие в мероприятии , в рамках Фестиваля народных игр «Русские забавы» при поддержке президентского фонда культурных инициатив. В праздниках с радостью принимали участие дети, педагоги, а так же родители, где все получили эмоциональный заряд.
По завершению проекта у всех участников : расширились знания о русской национальной культуре. Пробудился интерес детей к истории и национальной культуре своей Родины.
Развились умения по использованию музыкальных хороводных игр, потешек, считалок, скороговорок для проведения русских обрядовых праздников и развлечений.
Проект «Русские народные хороводные игры для детей среднего, старшего дошкольного возраста» был представлен на городском методическом объединении Ассоциации музыкальных руководителей «Ритм» и так же внедрен одной из тем на базовой площадке учреждения.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Литература
1.Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005
2.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н.Н / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.
3.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М.: Айрис-Пресс, 2003.