Игралочка «Мозаика как игровая...»

Каргина Ольга Александровна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igralochka.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Игралочка «Мозаика как игровая...»

📝КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ИГРАТЬ В МОЗАИКУ И ДЛЯ ЧЕГО?

Мозаика – это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков формируется изображение предметов или целые сюжетные картины.
Пожалуй, сложно найти современного человека, который бы ни был знаком с мозаикой в детстве. И если раньше виды детской мозаики можно было пересчитать по пальцам, то сейчас мы сталкиваемся с настоящим многообразием мозаик для детей, ориентированных на самый разный возраст.

📝ВИДЫ МОЗАИКИ:

📍мозаика с ножкой;
📍мозаика без ножки;
📍магнитная мозаика;
📍напольная мозаика;
📍мозаика самоклеющаяся;
📍термомозаика;
📍тетрис-мозаика;
📍мозаика с буквами алфавита.

📝КАК ВЫБРАТЬ ДЕТСКУЮ МОЗАИКУ ПО ВОЗРАСТУ?

✅Для самых маленьких детей (от 1 года) подойдет сотовая или сферическая мозаика без ножки. Элементы в такой мозаике крупные, так что ребенку удобно брать их в руки и одевать на выпуклые ячейки. Обратите внимание, защелкиваются ли элементы на поле, иначе при любом наклоне мозаики она будет рассыпаться.
✅Для деток постарше (примерно от 2,5-3 лет) подойдет уже мозаика с элементами на ножке. Лучше выбирать мозаику шестигранной формы. Для двух-трехлетнего ребенка выбирайте мозаики такого типа с небольшим количеством элементов и цветов. Игры с такой мозаикой способствуют развитию творческого воображения, ведь хотя к набору и прилагается обычно буклет с изображениями, ребенок может собирать из элементов мозаики любые картинки по своему желанию.
✅Также в возрасте 2-3 лет ребенку нравится играть в составную мозаику – паззл. Это разрезанные на небольшое количество (2-8) частей картинки с изображением разных предметов. Детали у такой мозаики крупные, поэтому ее удобно собирать на полу. Изображения на мозаике должны быть понятными малышу – животные, фрукты и овощи, игрушки. Некоторые разновидности такой мозаики сделаны из прочного эластичного материала, который имеет способность прилипать к поверхности под воздействием влаги, то есть использовать ее можно во время купания.
✅Для детей в возрасте 5-6 лет подойдут классические мозаики и более сложные ее разновидности. Например, магнитная мозаика по номерам, которая предполагает составление многоцветных картинок из элементов по номеру и цвету. В нее входят около 1000 элементов, так что собирать эту мозаику будет интересно даже взрослым.
📌Помимо сборки узоров и картинок, можно использовать мозаику и в качестве вспомогательного материала для обучения математике (считая элементы или предлагая ребенку дать определенное количество фишек названого цвета), развития внимания – выложите узор и предложите ребенку его запомнить, а потом поменяйте форму или цвет фишек.
📌Иногда в форме мозаик делают наборы цифр и букв, которые помогут старшим дошкольникам в игровой форме освоить азы счета и буквы алфавита. Фишки, выполненные в форме букв и цифр, позволяют составлять слова и слоги, записывать на игровом поле примеры, а ребятам постарше составлять на поле целые кроссворды.

📝С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ЗНАКОМСТВО РЕБЁНКА С МОЗАИКОЙ?

Как же начать заниматься с ребенком? Вряд ли малыш начнет создавать фигуры, если вы просто отдадите ему игрушку. Чтобы привлечь внимание ребенка к процессу игры, давайте ему задания постепенно, начиная с самых простых.
🧩На первом этапе проводится работа с деталями мозаики без использования игрового поля. Это даёт детям возможность познакомиться с разнообразием цветов, размеров и форм деталей. Сначала детей учат брать только одну деталь мозаики и правильно удерживать её в руке (за шляпку) двумя пальчиками - большим и указательным (прищепочка). Не предлагайте ребёнку сразу все детали - достаточно взять по одной каждого цвета. Пусть он берёт каждую деталь поочередно и просто перекладывает на другое место.
🧩Когда ребёнок научился правильно брать в руки деталь, можно начинать делать акцент на цвете. Показываем деталь одного цвета и просим ребёнка найти такую же. Таким же образов происходит знакомство с формой и размером. Всё постепенно!
🧩После освоения цветов, форм и размера деталей, можно предлагать простые игры на сортировку (по цвету, форме и размеру).
🧩Следующий этап - знакомство с пространством игрового поля, которое происходит в определенной последовательности и сопровождается созданием игровой ситуации:
📍одиночное выкладывание (одну деталь в любой точке поля, затем вторую и т.д.) "как будто идёт цветной дождик";
📍выкладывание вплотную друг к другу без пробелов;
📍выкладывание по горизонтали и вертикали;
📍выкладывание замкнутой линии (по кругу, полукругу, овалу).
🧩Когда ребёнок освоил предварительный этап знакомства с мозаикой, можно приступать к созданию узоров и сборке простых картинок. Не требуйте четкого соблюдения схемы при сборке мозаики, подсказывайте малышу последовательность действий, однако не собирайте фишки вместо него. Анализируйте, что ему нравится больше всего, уделяйте этому занятию больше внимания, постепенно усложняя его.

Занятия с мозаикой очень хорошо стимулируют развитие мелкой моторики рук, формируют подвижность пальцев и дают навыки точных тонких движений, что очень важно не только для подготовки руки к манипуляции с такими предметами как ложка или вилка, ручка или карандаш, но и — для развития речи. Известно, что центр речевой активности напрямую связан с участками, находящимися на кончиках пальцев и ладонях, так что чем быстрее малыш разовьет подвижность пальцев, тем быстрее и правильнее он сможет научиться говорить.
Придумывая картинку, дети сначала формируют ее образ в сознании и, держа его в памяти, начинают постепенно воплощать его в реальность. Этим мозаика отличается от рисования, где по большей части ребенок действует спонтанно, перенося свои задумки на бумагу. Здесь для того, чтобы «нарисовать» картинку из кусочков, нужно гораздо больше времени, а это способствует развитию образного и наглядно-действенного мышления, ведет к формированию целеполагания.
Игра с мозаикой способствует выработке таких важных качеств, как терпеливость и усидчивость, способствует улучшению концентрации и устойчивости внимания.
Детская мозаика стимулирует развитие воображения и творческих способностей, закладывает основы художественного вкуса.

📝С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ИГРА В МОЗАИКУ РАЗВИВАЕТ:

✅психические процессы (воображение, образное мышление, внимание);
✅познавательную активность;
✅конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
✅математические способности (счёт, пространственная ориентировка);
мелкую моторику;
✅волевые качества (целеустремленность, усидчивость и т.д.);
художественный вкус.
Кроме того, в процессе игры с мозаикой у ребёнка накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий. Общаясь в игре со взрослым, ребёнок лучше начинает понимать обращённую речь и активно говорить. Опыт совместной деятельности со взрослым или сверстником бесценен для малыша - так он учится взаимодействовать с окружающим миром.

Как видите, популярность мозаики вполне оправдана, ведь за внешней простотой игрового процесса скрывается целая вселенная: огромный и яркий мир детского творчества и гармоничного развития.