Тема: «Проведение занятие по технологии ТРИЗ в детском саду»
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы детям на занятии было не скучно, а задания они выполняли максимально осознанно, проявляя при этом самостоятельность и творческое начало.
Виды занятий:
- Развитие творческого воображения — импровизация, сказкотерапия, игровые ситуации. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
- Изобразительная и практическая деятельность — использование нетрадиционных техник (пальчиковая и ладошковая техники, кляксография, батик, граттаж) и материалов (пластин, нитки, ракушки, камушки, крупы и т. д.).
- Комплексное занятие (музыкальное, развитие речи, формирование математических представлений, окружающий мир) органически вписывается в естественную жизнь ребят, проводится в свободное от основных занятий время, чаще всего во второй половине дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_triz.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Матвеюк Ольга Анатольевна, воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Тема: «Проведение занятие по технологии ТРИЗ в детском саду»
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы детям на занятии было не скучно, а задания они выполняли максимально осознанно, проявляя при этом самостоятельность и творческое начало.
Виды занятий:
- Развитие творческого воображения — импровизация, сказкотерапия, игровые ситуации. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
- Изобразительная и практическая деятельность — использование нетрадиционных техник (пальчиковая и ладошковая техники, кляксография, батик, граттаж) и материалов (пластин, нитки, ракушки, камушки, крупы и т. д.).
- Комплексное занятие (музыкальное, развитие речи, формирование математических представлений, окружающий мир) органически вписывается в естественную жизнь ребят, проводится в свободное от основных занятий время, чаще всего во второй половине дня.
План ТРИЗ-занятия
Занятие по технологии ТРИЗ проводится в таких же временных рамках (15 минут — младшая группа, 20 минут — средняя, 25–30 минут — старшая и подготовительная), что и традиционное и по аналогичной структуре, но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач.
- Этап первый (вводный, мотивирующий) – пробуждение интереса, выявление проблемы, постановка задачи, формулирование темы занятия. Инструментарий: морфологический анализ, синектика (подсказки в форме метафор, загадки, элементы театральной инсценировки).
- Этап второй (основной) – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ.
- Этап третий (рефлексия) — выбор оптимального решения, самооценка и самоанализ (Чем занимались? Что нового узнали? Что получилось, а что нет?), отслеживание логической цепочки рассуждений. Инструментарий: введение в работу элемента системного оператора, использование морфологического анализа.
Основные этапы
Развитие выразительности речи с помощью создания образных характеристик объекта:
- Этап первый (с трёх лет) – создание сравнений по цвету, форме, действиям (лисичка рыжая, такая же, как Антошка в детской песенке).
- Этап второй (4–5 лет) — составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — солнце. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, форма, действие): какое? – жёлтое, круглое, согревающее; что бывает таким же? – цыплёнок, шарик, печка. Далее детей получают задание назвать признаки объектов: пушистый цыплёнок, воздушный шарик, тёплая печка. После заполнения таблицы, педагог просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Но не». Ребята работают как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Финальный вариант загадки про солнце: «Жёлтое, как пушистый цыплёнок; круглое, как воздушный шарик, согревающее, но не тёплая печка».
- Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. Например, сначала выбирается объект (звёзды), о котором будет составлено предложение, определяется свойство (яркие), затем подбирается объект со схожим признаком (горящие угольки), указывается место (ночное небо), наконец составляется предложение (Ночное небо ярко засверкало горящими угольками).
Сочинение стихов
Составление рифмованных текстов — учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. ТРИЗ предлагает использовать жанр весёлой нелепицы, пятистрочного стихотворения, которое получило своё одноимённое название от ирландского городка Лимерик. Пример стихотворения в жанре лимерик:
Что было бы, если бы певунья-птичка
Была не такой красивой, как синичка,
То за жуком бы она не бежала,
И долго потом на траве не лежала?
Лучше пусть бы она в небесах полетала.
Кроме того, сочинительство рифмованных текстов можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:
- «Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную.
- «Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.
- «Дразнилка» — дети видоизменяют слова-характеристики с помощью уменьшительных суффиксов и будто «дразнят» предметы (кепка-укрывалка, зонтик-потерялка и т. д.).
Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке
Возможные варианты и приёмы:
- игры «Подзорная труба», «Охотники за подробностями», которые помогают сконцентрировать внимание детей на объекте и подчеркнуть все его важнейшие детали и характеристики;
- «Ищу друзей», «Объединялки» — нацеливают детей на установление связей между объектами;
- подбор метафор, образных словесных сравнений, перемещение объекта в прошлое или будущее;
- приём эмпатии — перевоплощение в героя, «вживание» в его эмоциональное состояние и рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов.
Составление текстов сказочного типа
Пересказ и изменение известного сказочного сюжета. Игры и упражнения, являющиеся своеобразной творческой и интеллектуальной разминкой при подготовке детей:
- «Назови имя героя»: педагог обозначает какой-либо обобщающий признак или характеристику, а дети называют конкретных сказочных персонажей. Пример: Вспомните сказочных героинь-девочек. (Красная Шапочка, Золушка, Мальвина, Герда, Алёнушка и т. д.).
- «Действия сказочного персонажа»: педагог называет сказочного героя, например, Машеньку из сказки «Гуси-лебеди» и просит назвать все действия девочки. По условиям игры использовать можно только глаголы (не послушалась, побежала, гуляла, забыла, спасала, помогала). Затем воспитатель предлагает вспомнить героев других сказок, которые выполняли бы подобные действия.
- «Чудеса волшебника»: игра построена на методе типового приёма фантазирования. Педагог предлагает представить себя волшебниками и рассказать, каким необыкновенным свойством они наделили обычные предметы, затем дать оценку практической значимости чудодейственных сил, пояснить, почему волшебство бывает добрым, а бывает и злым. Пример: птичка в заколдованном лесу встречается с Волшебником Оледенения, теперь всё к чему она прикоснётся, превращается в ледяную глыбу. Плохо, если она сядет на ветку дерева и хорошо, если остановит злого охотника.
- «Там, на неведомых дорожках…»: игра основана на пересечении объекта и места. Педагог работает с карточками, изображающими героев и место, где будет разворачиваться сюжет. Пример: Алёнушка попала в Кощеево царство. Как она будет спасаться? Кто поможет ей?
- Сказки описательного жанра. Сказочная история разворачивается в соответствии с традициями сюжетной линии: герой растёт, проявляет необычные способности и таланты, в зрелом возрасте сталкивается с тяжело преодолимыми обстоятельствами, побеждает колдовство, возвращает свою жизненную силу.
- Сказки с ярко выраженным конфликтом добра и зла, третьей действующей силой является волшебный предмет или слово, заклинание со сверхъестественными возможностями.
В жизни человек часто сталкивается с ситуациями, которые проверяют его на умение использовать приобретённые прежде знания и навыки. А в современных быстро меняющихся условиях формирование способности к творческому мышлению и активной умственной деятельности, свободной от психологической инерции и следования стереотипам, обретает особую актуальность. ТРИЗ-педагогика требует от педагога серьёзной подготовки, искреннего желания помочь ребёнку самореализоваться и раскрыть творческий потенциал в рисовании, музицировании, решении логико-математических задач, трудовой деятельности или сочинении художественных произведений.