Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.
Важной частью речи является дыхание. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Дыхательная система ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. При этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. В результате неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Очень слабый вдох и выдох ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими.
Что же делать? Самое главное - научить детей правильно дышать! Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие
Необходимо дышать через нос и при выполнении дыхательных упражнений. Цель данных упражнений: ребенку надо научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование
· зажать одну ноздрю - плавный выдох вдох через свободную ноздрю.
· вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмальное дыхание. Диафрагмальное дыхание - это дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой. Данная авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений - увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут.
Можно поиграть совместно с ребенком в игры из подручных средств. Например в футбол. Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота. «Бульбульки» - возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка - не пролить воду. «Дудочка» - высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушки-вертушки; китайский колокольчик «музыка ветра»; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами); воздушные шары; мыльные пузыри. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели. Дыхательная гимнастика для ребенка может стать приятным и полезным занятием.