Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Вуковчан Елена Сергеевна

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.

Анализируются результаты диагностического исследования по выявлению уровня эмоционального интеллекта у старших дошкольников. В работе представлены критерии для оценки уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; приводится описание данных уровней. Результаты

исследования показали, что большинство детей имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта, они испытывают

затруднения при восприятии и понимании эмоциональных состояний.

Дана интерпретация понятия «эмоциональный интеллект».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, старший

дошкольный возраст.

Одним из главных направлений развития современных детей

является формирование отзывчивости к чувствам и эмоциям других

людей, эмоциональной культуры, способности общаться со взрослыми

и сверстниками. Повышение уровня эмоциональности современных

жизненных условий определено ускоряющимися темпами жизни,

факторами стресса, возрастающей конкуренцией и ответственностью

при отсутствии возможности к релаксации. Формирование

эмоционального интеллекта необходимо рассматривать как составную

часть воспитания детей. В соответствии с этим ФГОС дошкольного

образования выделяет приоритетные направления развития и

образования детей РФ, в котором содержится следующее:

«Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие

социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье

и к сообществу детей и взрослых в Организации.»[3]. Следовательно,

можно сделать вывод о том, что формирование эмоционального

интеллекта является одним из основных направлений российского

образования в области развития детей дошкольного возраста.

Изучению эмоционального интеллекта были посвящены

исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Л. С.

Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн

определили суть корреляции между интеллектом и эмоциями. Такие

ученые, как М. Б. Арнольд, Дж. А. Гассон указывают на важность

чувств и эмоций в процессе интеграции личности. В дошкольном

воспитании эмоциональный компонент рассматривался Н. С.

Ежковой, И. Н. Андреевой, В. К. Загводкиным, Р. Нассером,

М. А. Нгуеном, Н. В. Соловьевой, В. С. Юркевич и др. Многие ученые

в своих исследованиях, по данной проблеме (Ш. А. Амонашвили,

Л. И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др. ,

пришли к единому мнению, что именно эмоциональное благополучие

является важным условием для определения успешности развития

ребенка, и эффективной положительной социализации детей. Способность к эмоциональному интеллекту появляется в

дошкольном возрасте и свидетельствует об уровне развития личности

ребенка. От того, насколько развит эмоциональный интеллект у

дошкольника зависят его практические результаты в жизни:

эффективные и гармоничные отношения с другими людьми, ребенок

легче переживает неудачи и трудности в жизни, имеет постоянную

самомотивацию и желание достигать поставленных целей.

В последнее время появились различные подходы к изучению

эмоционального интеллекта человека. При этом формируются

различные определения данного понятия.

Впервые понятие «эмоциональный интеллект» использовали

Питер Сэловей и Джон Майер, понимающие под ним способность

воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять,

ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и

эмоции других людей.

М. А. Нгуен предлагает следующее понимание эмоционального

интеллекта, соответствующее старшему дошкольному возрасту:

«готовность ребенка ориентироваться на другого человека, учитывать

его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать

отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем»

[2].

Таким образом, эмоциональный интеллект рассматривается как

способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и

объяснять, готовность ориентироваться на другого человека, при этом

учитывая его эмоциональное состояние и на основе данных знаний

регулировать отношения с ним.

С целью экспериментального изучения особенностей

эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста,

нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В

эксперименте участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста.

Были использованы следующие методики: "Эмоциональная

идентификация" Е. И. Изотовой, «Изучение особенностей понимания

детьми основных эмоциональных состояний» И. О. Карелиной,

«Оценка эмоциональной ориентации ребенка на сверстника в детской

группе» И. О. Карелиной.

Целью методики Е. И. Изотовой было выявление особенностей

идентификации эмоций различных модальностей у детей старшего

дошкольного возраста, индивидуальных особенностей

эмоционального развития. Методика И. О. Карелиной «Изучениеособенностей понимания детьми основных эмоциональных

состояний» имела своей целью определение уровня понимания

следующих эмоциональных состояний: радость, печаль, страх, злость,

удивление, самодовольство, а методика «Оценка эмоциональной

ориентации ребенка на сверстника в детской группе» – выявление

особенностей проявления у ребенка старшего дошкольного возраста

эмоциональной ориентации на сверстника.

Для того, чтобы оценить уровень развития эмоционального

интеллекта у детей 5-6 лет, были использованы следующие критерии

[1]:

а) ситуативные особенности эмоциональной регуляции (степень,

адекватность, а также характер выраженности эмоциональной

окраски);

б) внеситуативные особенности эмоциональной регуляции

(характер эмоциональных отношений-чувств и преобладающий

эмоциональны фон);

в) наличие и особенности функционирования эмоциональных

механизмов (восприятие экспрессивных признаков-мимических,

понимание эмоционального содержания, вербализация эмоций,

идентификация эмоций и их воспроизведение.

Исходя из данных критериев, были разработаны общие уровни

развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет, а именно:

– высокий уровень – дети адекватно воспринимают и понимают

эмоциональные состояния, свои эмоции выражают свободно, такие как

мимика и пантомимика, контролируют их. Они имеют высокий объем

эмоциональных представлений и эмоционального опыта, они умеют

регулировать и выстраивать как свое, так и чужое эмоциональное

состояние;

– средний уровень – дети при восприятии и понимании

эмоциональных состояний испытывают затруднения, у них имеется

частичная локализация мимических признаков эмоциональных

состояний, недостаточно высокий объем эмоциональных

представлений и эмоционального опыта, при выстраивании и

регулировании своего и чужого эмоционального состояния имеют

незначительные затруднения.

– низкий уровень – дети понимают и воспринимают

эмоциональные состояния с трудом, произвольная мимическая

имитация эмоциональных состояний затруднена, объем

эмоциональных представлений, как и эмоционального опыта скуден. Дети не способны к выстраиванию и регулированию как своего, так и

чужого эмоционального состояния. Дети высоко эмоционально

напряжены.

По результатам первой методики было выявлено что у

большинства детей 5-6 лет сформирован низкий уровень

идентификации эмоций различных модальностей. У незначительного

количества детей был выявлен средний уровень идентификации

эмоций различных модальностей. И наименьшее количество детей

имело высокий уровень идентификации эмоций различных

модальностей.

В целом у детей данной группы преобладает низкий уровень.

Дети с трудом воспринимали и понимали эмоциональное состояние,

произвольная мимическая имитация эмоциональных состояний

затруднена. Объем эмоциональных представлений и опыта скуден.

Только малая часть детей принимали задание полностью, не все

проявляли интерес, по ходу работы допускали ошибки,

ограничивались беглым просмотром.

Результаты второй диагностики показал, что дети 5-6 лет имеют

в основном средний уровень понимания следующих эмоциональных

состояний: радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство.

Лишь незначительная доля детей имеют высокий уровень. В процессе

диагностики дети с высоким уровнем принимали и усваивали задачу,

удерживали ее в течении всей деятельности, внимательно слушая и

четко выполняя указания, не отвлекались по сторонам. Дети со

средним уровнем принимали задачу, но не удерживали ее в течении

всей деятельности. Дети с низким уровнем не были заинтересованы,

не принимали и не усваивали задачу.

Таким образом, у детей данной группы преобладает средний

уровень понимания следующих эмоциональных состояний: радости,

печали, страха, злости, удивления и самодовольства.

Результаты третьей методики – «Оценка эмоциональной

ориентации ребенка на сверстника в детской группе» показали, что в

группе имеется средний уровень эмоциональной ориентации на

сверстника.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что у детей старшего

дошкольного возраста в целом уровень идентификации эмоций

различных модальностей – низкий; уровень понимания следующих

эмоциональных состояний: радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство – средний, так же, как и уровень эмоциональной

ориентации на сверстника.