Играем дома. 2-3 года
Развивающие игры для детей от 2 – 3 года
Пять маленьких мышат
А сейчас кто-то у нас будет маленьким мышонком! Но сначала мама прочитает стишок:
Пять маленьких мышат отправились гулять (держите руки перед собой),
Побегать, пропищать, покушать поискать (сделайте вид, что кладете еду в рот).
Откуда ни возьмись — огромный рыжий кот (скрючьте пальцы, как когти) —
И четверо мышат пустились наутек!
Читайте стишок, сокращая количество мышат. Когда останется один мышонок, после слов «огромный рыжий кот» остановитесь на секунду, а потом очень быстро проговорите:
Мышонок убежал — теперь ему урок!
Расскажите стишок еще раз, а малыш пусть повторяет за вами движения.
Игра развивает мелкую моторику, а, следовательно, и речь ребенка.
Мама, еще!
Малыши любят, когда им читают книжки. И если какая-то сказка или какой-то стишок им особенно понравятся, они просят читать их до бесконечности. Мамам это, в конце концов, очень надоедает.
Ваш малыш поступает так же? Требует одну и ту же сказку, и все тут? Что ж, попросите кроху пересказать эту сказку своими словами. Или читайте сами, но предоставляйте ему возможность самому вставлять отдельные слова. Ведь он давно уже выучил эту сказку наизусть!
Как правило, к любимым сказкам относятся самые простые, которые малыш в состоянии запомнить.
Чтение книг развивает память, мышление, внимание и усидчивость.
Лото
Вы путешествуете на поезде? Возьмите с собой лото. У многих детей — это любимая игра, они готовы играть в нее до бесконечности! Прежде чем начать, просмотрите вместе с малышом картинки на карточках. Спрашивайте его: «Что здесь нарисовано? Кто это?» Умница, как много он уже знает! А вот тут замялся, задумался. Подскажите ему.
Потом рассмотрите картинки, нарисованные на игровом поле. Попросите малыша найти соответствующие карточки и положить их на поле. Пусть он называет каждое изображение.
После того как все поле заполнится, снимите карточки и попросите ребенка снова разложить их по местам — теперь уже самостоятельно.
Постепенно он запомнит расположение картинок и научится произносить все названия.
Игра развивает познавательные навыки, мелкую моторику, память, речь и мышление.
Картинки-парочки
Это еще одна игра в лото. Наверняка у вас найдутся парные карточки с изображением животных, птиц, фруктов, овощей и так далее. Сейчас мы поиграем по- другому.
Выложите четыре пары картинок, чтобы малыш хорошенько их рассмотрел. Пусть он скажет, что на них нарисовано, и запомнит, где находятся одинаковые.
Запомнил? Тогда переверните картинки изображением вниз. А теперь откройте одну из них и попросите малыша найти ей пару.
Неужели нашел? Умница! Отдайте ему в качестве приза эту картинку. Играем дальше. Найди, малыш, парочку! Нет, это не та картинка. Снова переверните обе картинки рисунком вниз. А вот теперь нашел, молодец!
Открывайте карточки до тех пор, пока все пары не буду найдены. С каждым разом ребенок будет все быстрее находить парные карточки. А вы усложняйте задачу — увеличивайте их количество.
Игра развивает зрительную память, внимание, усидчивость.
Ладошки и пальчики
Что-то мы давно не тренировали наши ручки! Похлопаем в ладошки? Конечно, малыш всегда рад похлопать в ладошки. А вы напевайте ему песенку-потешку:
— Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)!
Где были?
— У бабушки.
Спали на подушке (руки положите под щеку),
Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям).
А теперь потренируйте пальчики малыша:
Сорока-белобока (совершайте круговые движения пальцем по ладошке малыша)
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали (разведите руки в стороны, изображая сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложке (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому — на поварешке (сложите обе ладони ковшиком),
Этому— на ухвате (держите ладони вертикально),
Этому — на лопате (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).
Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления ребенка, координации движений и мелкой моторики.
Утречко
Вместе с ребенком инсценируйте потешку:
Утро настало (ладони скрестите, пальцы растопырьте) —
Солнышко встало:
— Эй, братец Федя (правую руку сожмите в кулак, оставив свободным только большой палец, и поставьте ее на ладонь левой руки),
Разбуди соседей (вращайте по кругу большим пальцем правой руки)!
Вставай, Большак (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по большому пальцу левой руки)!
Вставай, Указка (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по указательному пальцу левой руки)!
Вставай, Середка (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по среднему пальцу левой руки)!
Вставай, Сиротка (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по безымянному пальцу левой руки)!
И крошка Митрошка (большой и указательный пальцы правой руки делают щелчок по большому пальцу левой руки)!
Привет, Ладошка (щелчок в центр ладони)!
Все потянулись (руки поднимите вверх, пальцы вытяните, а затем быстро ими пошевелите) —
И проснулись!
Игра развивает подвижность пальчиков малыша, в игровой форме осуществляется самомассаж пальцев рук, стимулирует ребенка к речевой активности.
Угадайка!
Положите в небольшой мешочек несколько хорошо знакомых ребенку предметов — расческу, шнурок, карандаш.
Завяжите малышу глаза и попросите его вытащить из мешочка один предмет. Пусть он попробует узнать этот предмет на ощупь. Угадал? Прекрасно! Значит, полагается приз!
Когда ребенок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, замените их другими.
Игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность.
Больше или меньше?
Пришло время научить малыша сравнивать различные предметы и живых существ. Для начала пусть он научится сравнивать их по размеру. Назовите какие-нибудь предмет или животное, а малыш скажет, что или кто из них больше.
Итак, начнем: муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш —самовар и т. д.
Точно так же назовите пары предметов или животных, а малыш скажет, что или кто из них меньше.