«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»

Ляшенко Тамара Ивановна

«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»

 

Дошкольный возраст является плодотворным периодом в развитии пространственного мышления, аналитического склада ума, развития качеств личности, что соответствует качественным требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 Параллельно требованиям говорится о возможностях использования в дошкольном образовании инновационных технологий, которые зарекомендовали уже свою практическую эффективность.

Применение технологии «Легоконструирование» для развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста доказывает следующие факты:

- использование лего-конструкторов в образовательном процессе обеспечивает интеграцию различных видов деятельности детей (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, двигательная), что соответствует задачам развивающего обучения, определенных в стандарте дошкольного образования;

- основой образовательной деятельности детей с использованием лего-конструкторов является игра – ведущий вид детской деятельности. Дети учатся, играя, и обучаются в игре.

Чтобы ребенок был успешным, ему необходимо свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей. Пространственные представления имеют важное значение для развития многих высших психических функций: устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.

Продуктивность развития пространственного мышления обеспечивается включением в образовательную деятельность дошкольников игровых форм, которые базируются на игровой деятельности в дошкольный период, что подтверждается вышеприведенными фактами.

Дошкольный возраст – это период интенсивного развития пространственного мышления.

Работа по развитию пространственного мышления старших дошкольников включает в себя ориентировку в 2D – измерении (ширина, длина) и 3D – измерении (ширина, длина, высота). Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

Роль игры в жизни ребенка-дошкольника неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для развития пространственного мышления у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать технологию «Легоконструирование».

Для развития пространственного мышления старших дошкольников большую роль играет практическая значимость лего-конструкторв, которая основана на том, что дети учатся работать с предложенными алгоритмами, схемами, делать свои постройки по замыслу, заданным условиям и образцу. Такая работа одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Для более эффективного развития пространственного мышления детей с использованием технологии «Легоконструирование» педагогам следует соблюдать три условия: создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников, персональные лего-конструкторы, аналоги лего-конструкторов, компьютерное и информационное оборудование, дидактические материалы; включение старших дошкольников в различные виды деятельности: образовательная, самостоятельная, совместная деятельность со сверстниками и взрослыми; организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Таким образом, технология «Легоконструирование» является не только прекрасным средством развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста, а еще многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решать важнейшие задачи дошкольного образования.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»

Дошкольный возраст является плодотворным периодом в развитии пространственного мышления, аналитического склада ума, развития качеств личности, что соответствует качественным требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 Параллельно требованиям говорится о возможностях использования в дошкольном образовании инновационных технологий, которые зарекомендовали уже свою практическую эффективность.

Применение технологии «Легоконструирование» для развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста доказывает следующие факты:

- использование лего-конструкторов в образовательном процессе обеспечивает интеграцию различных видов деятельности детей (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, двигательная), что соответствует задачам развивающего обучения, определенных в стандарте дошкольного образования;

- основой образовательной деятельности детей с использованием лего-конструкторов является игра – ведущий вид детской деятельности. Дети учатся, играя, и обучаются в игре.

Чтобы ребенок был успешным, ему необходимо свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей. Пространственные представления имеют важное значение для развития многих высших психических функций: устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.

Продуктивность развития пространственного мышления обеспечивается включением в образовательную деятельность дошкольников игровых форм, которые базируются на игровой деятельности в дошкольный период, что подтверждается вышеприведенными фактами.

Дошкольный возраст – это период интенсивного развития пространственного мышления.

Работа по развитию пространственного мышления старших дошкольников включает в себя ориентировку в 2D – измерении (ширина, длина) и 3D – измерении (ширина, длина, высота). Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

Роль игры в жизни ребенка-дошкольника неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для развития пространственного мышления у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать технологию «Легоконструирование».

Для развития пространственного мышления старших дошкольников большую роль играет практическая значимость лего-конструкторв, которая основана на том, что дети учатся работать с предложенными алгоритмами, схемами, делать свои постройки по замыслу, заданным условиям и образцу. Такая работа одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Для более эффективного развития пространственного мышления детей с использованием технологии «Легоконструирование» педагогам следует соблюдать три условия: создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников, персональные лего-конструкторы, аналоги лего-конструкторов, компьютерное и информационное оборудование, дидактические материалы; включение старших дошкольников в различные виды деятельности: образовательная, самостоятельная, совместная деятельность со сверстниками и взрослыми; организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Таким образом, технология «Легоконструирование» является не только прекрасным средством развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста, а еще многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решать важнейшие задачи дошкольного образования.