Консультация для родителей «Культура речевого общения»
Консультация для родителей «Культура речевого общения»
Стиль общения взрослых является примером для детей. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности и чувстве такта.
Система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хоть и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, тем не менее, сказывается на их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения — это нравственная проблема, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого речевого этикета.
Приветствие — это начало к установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» — это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено.
Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть даже если он — лицо начальствующее, а присутствующие — его подчинённые. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.
Культура речевого общения и вежливость — понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности.
Вежливость — это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость.
Всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению — на нас равняются дети.
Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.
Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению, — проявлять терпимость.
Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их произносим и с каким выражением лица.
Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому — экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся — от радостных до раздражённо-крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые.
А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония — всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.
Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего — воодушевить оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.
Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ними.
Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело — занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechevogo_obshcheniya.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Культура речевого общения»
Стиль общения взрослых является примером для детей. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности и чувстве такта.
Система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хоть и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, тем не менее, сказывается на их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения — это нравственная проблема, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого речевого этикета.
Приветствие — это начало к установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» — это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено.
Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть даже если он — лицо начальствующее, а присутствующие — его подчинённые. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.
Культура речевого общения и вежливость — понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности.
Вежливость — это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость.
Всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению — на нас равняются дети.
Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.
Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению, — проявлять терпимость.
Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их произносим и с каким выражением лица.
Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому — экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся — от радостных до раздражённо-крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые.
А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония — всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.
Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего — воодушевить оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.
Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ними.
Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело — занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
Список используемой литературы
1. Винокур Т.Г. Культура речевого общения – М., 1987.
2. Добрович А.Б. Общение: Наука и искусство – М., 1987.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей
русского языка – М., 1984.
4. Формановская Н.И. Употребление русского речевого
этикета – М., 1984.