Готовность к школе

Конова Наталья Владимировна

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

 

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

 

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

 

Мотивационная готовность к школехарактеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

 

Социально-личностная готовностьхарактеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

 

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

 

Интеллектуальная готовность к школьному обучениюявляется важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

 

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

 

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

 

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

 

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

 

Общая эрудиция.

 

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

 

Математические знания.

 

Ребенок должен знать:

 

цифры и знаки «+» и «-»;

 

смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

 

количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

 

знать простейшие геометрические фигуры.

 

Ребенок должен уметь:

 

читать числа до 20;

 

считать до 20 (прямой и обратный счет);

 

решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

 

ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

 

решать примеры в пределах 10 (или 20);

 

пользоваться часами без секундной стрелки.

 

 

 

Требования к уровню устной грамотности.

 

Ребенок должен знать:

 

алфавит;

 

средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

 

ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

 

Ребенок должен уметь:

 

проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

 

различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

 

выделять ударение в словах;

 

устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

 

обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

 

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

 

ясное произношение всех звуков родного языка;

 

умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

 

использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

 

должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

 

должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

 

ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

 

уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

 

Требования к уровню грамматических навыков:

 

развитие мелкой моторики пальцев рук;

 

умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

 

умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

 

Требования к уровню развития мышления и воображения:

 

умение выполнять действие классификация;

 

умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

 

умение строить простейшие