Важное значение игр и занятий со строительным материалом
В тех детских садах, где осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководству строительными играми, существенно меняется характер детской конструктивной деятельности: углубляется интерес к конструктивной стороне строительных игр, и конструирование рано приобретает целенаправленный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Шарко Екатерина Александровна,
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Капелька"
города Грайворон Белгородской области»
Важное значение игр и занятий со строительным материалом
Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают важное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп.
Детское строительство является органической частью сюжетно – ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых.
К конструкции своей постройки в игре дети не всегда одинаково требовательны. Иногда, начиная игру с постройки, дети стараются сделать ее по внешнему виду максимально похожей на настоящий предмет и в то же время такой, чтобы можно было с ней играть. Пароход, например, должен вмещать играющих, на нем должны быть мостик для капитана, рулевое управление, трап для пассажиров и т.д.
В других случаях дети ограничиваются весьма условными сооружениями, даже если навыки конструирования у них хорошие. Их удовлетворяет изображение того, что необходимо для соответствующих действий. Например, нужно по ходу игры как можно скорее лететь на самолете, поэтому достаточно руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет детей. В этом случае такая постройка целесообразна.
Стройка и сама по себе может увлечь детей. Такие игры наиболее характерны для старших дошкольников. В этом случае все внимание играющих сосредотачивается на конструктивном процесс, а сюжетная сторона выступает иногда в форме своеобразного опробования готовых построек: ребенок тут же заселяет жильцами новый дом, сажает шофера в автомобиль, дает гудок паровоза и т.д.
Иногда строительство продолжается несколько дней, а сюжет отсутствует. Когда дети строили здание Большого театра, все внимание, умственное напряжение и воображение были направлены на правдивое изображение театра с особенностями его архитектуры. Постройка продолжалась несколько дней. Дети меняли конструкцию театра, стараясь придать ей более правдоподобный вид, но сюжета не развивали.
С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими.
Для успешного осуществления игровых строительных замыслов важно знать свойства и конструктивные возможности строительных наборов, так как дети часто воспроизводят в своих постройках довольно сложные сооружения.
Создание постройки для практического использования в игре, а не только для изображения предметов, значительно лучше удается детям при наличии у них конструктивных умений, которые появляются у детей при обучении их основным приемам стройки.
В тех детских садах, где осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководству строительными играми, существенно меняется характер детской конструктивной деятельности: углубляется интерес к конструктивной стороне строительных игр, и конструирование рано приобретает целенаправленный характер.
Конструирование из строительного материала становится наиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающим постройками и сооружениями воспитатель не только помогает детям понять их значение, но и учит вглядываться в их конструктивные качества, знакомит с этими качествами. Так, при рассматривании моста через реку необходимо обратить внимание на то, что у него есть проезжая часть и своды (арки). Они красивы своим симметричным построением.
Для более полного представления о конструктивных особенностях моста нужно рассказать детям о том, что существенной частью в нем являются опорные части, так как на них держится ездовое полотно. Важно обратить внимание на массивность опорных частей, на особенности их скрепления с полотном моста для опорной части нужны наиболее устойчивые делали.
Когда детей обучают способам стройку из игровых строительных материалов, обогащается их опыт, расширяются представления о постройках. Игры со строительным материалом становятся ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.
В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; дети приобретают некоторые сведения технического характера, знакомятся с простейшими свойствами геометрических тел.
Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, критически оценивать результаты своей работы и работы участников процесса, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т.д.
Свои постройки ребенок предназначает для практического использования в игре: гараж – для автомобилей, дом – для кукол, при этом автомобили, куклы, животные должны размещаться в постройке. Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количества имеющегося материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку более прочной.
Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления детей. Такие процессы мышления, как синтез и анализ, умение сравнивать, еще очень слабо развиты у дошкольника. Необходимость же выделять в наблюдаемых сооружениях конструктивные особенности, точно воспроизводить постройки воспитателя (на первоначальном этапе овладения конструированием из строительного материала) заставляет ребенка прибегать к сравнению, к анализе и синтезу, установлению сходства и различия, приучает не удовлетворятся случайным решением конструктивной задачи, а находить более целесообразное.
В дальнейшем, когда ставятся более сложные задачи – не только воспроизведение построек по образцу, но и самостоятельное создание их на основе представлений, полученных ранее в процессе наблюдения, - перед ребенком выдвигаются конструктивные задачи, целесообразного использования полученных ранее умений. Такая деятельность приводит к развитию не только конструктивных способностей детей, но и мышления в целом.
Игры со строительным материалом, способствуя практическому познанию свойств геометрических тел, развивают у детей стереометрические представления. Учителя отмечают, что при изучении геометрии в школе возникает много затруднений именно потому, что эти представления у детей очень бедны.
При строительной деятельности ребенок должен считаться с расположением постройки в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными местоимениями (туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе и т.д.). Иногда неправильно употребляют такие понятия, как «высокий – низкий», «большой – маленький», «длинный – короткий» и др., путают их, называют, например, короткие или низкие предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивная же деятельность из строительного материала дает возможность воспитателю упражнять детей в правильном употреблении указанных понятий. Усвоение при этом происходит в непосредственной деятельности детей и закрепляется в общении со сверстниками.
Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия (например, брусочек, пластина, кубик, пирамида, и т.д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе им будут очень нужны.
Детали строительных материалов – правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это дает ребенку возможность с наименьшей затратой энергии получит конструкцию предмета, без особого труда передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.
В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представления о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития.
В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Расширяется словарный запас у детей.
Знакомя детей с некоторыми сооружениями и постройками нашей эпохи, а также с доступными для их понимания архитектурными памятниками, воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений.
Игры со строительным материалом помогают осуществлять подготовку детей к школе. В этих играх формируются такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретенных знаний и умений, способность анализировать, умение правильно ориентироваться в пространстве.
Строительные игры привлекают к себе внимание детей, доставляют им большое удовлетворение, так как строительный материал является наиболее доступным для осуществления их созидательных замыслов.