Игры на развитие фонематического слуха для детей дошкольного возраста
Картотека игр направленных на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы…
Такая способность не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель игр – открывать для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают иго источник.
Последовательность игр должна определяться нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их.
Игра «Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материалы: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Описание: педагог включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материалы: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Описание: Взрослый включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
Игра «Постучим, погремим!»
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материалы: различные предметы - бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Описание: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет - источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате - манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
Игра «Найди такую же коробочку»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Материалы: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Описание: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы - горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
Игра «Маленький музыкант»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.
Материалы: детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
Описание: Сначала научите ребенка извлекать звуки из музыкальных инструментов, затем - четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия ребенком звуков используйте ширму (в качестве ширмы можно использовать перевернутый набок детский столик, или попросите ребенка повернуться спиной. Педагог поочередно извлекает звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем играли. В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужный инструмент, выбрать и показать картинку с изображением данного инструмента или, если позволяют речевые возможности, назвать инструмент словом (возможно звукоподражанием: «та-та-та» - барабан, «ду-ду» - дудочка, «бом-бом» - бубен и т. п.).
В момент загадывания и отгадывания звуковых загадок в группе должна быть полная тишина, чтобы определить загаданный звук от других звуковых впечатлений, а также для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться и оценить ответы друг друга.