Физическая культура для детей раннего возраста
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura_dlya_rannego_vozrasta.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста
Период раннего детства (от 1 до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка.
Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений, бурно развивается речь.
Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей ещё нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Пример, если упражнение выполняется, лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Следует исключать силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.); а так же, связанные с длительным пассивным ожиданием.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, т.к. на 2-ом году и частично на 3-ем году жизни она уплощена. Очень полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты обучение дает, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение). Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его, заниматься принуждением, что вызывает естественный протест, отрицательные эмоции.
Мышление детей 2-ого и 3-его годов жизни конкретно, они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ был ярким, образный, целостный. Поэтому все упражнения новые или знакомые, проводятся вместе со взрослыми и по его показу.
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурное занятие - это основная форма обучения детей физическим упражнениям, т.е. оно носит учебную направленность.
Задачи физкультурного занятия.
- Организация рациональной ДА детей (оздоровительные задачи).
- Воспитательно - образовательные задачи (обучение, закрепление, повторение), путем формирования морально-волевых качеств, черт личности ребенка в процессе занятий, закрепления правильных двигательных навыков.
Условия проведения занятия.
- Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение t 19-20.
- Физкультурная форма – майка, плавки, носки, форма для взрослых. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.
- Для занятий объединяем детей в группы (7-9ч). Так же, дети могут быть объединены по возрасту, по подготовке и двигательному опыту.
Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения, пройденного (достаточное число раз), но, повторение не должно быть механическим и однообразным.
В начале года на занятиях, малыши ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег друг за другом, выстраиваясь произвольно.
Гимнастика.
Утренняя гимнастика – это форма физкультурно-оздоровительной деятельности. Она не носит учебной направленности, поэтому все упражнения, входящие в ее содержание должны быть хорошо знакомы детям. А для этого комплекс ОРУ, который является основной частью гимнастики, разучивается предварительно на физкультурном занятии длительность 5-6 мин. Состоит из общеразвивающих упражнений.
Структура гимнастики.
- Вводная часть.
- Построение друг за другом
- Ходьба обычная 1 круг (с мешочком на голове).
- Ходьба на носочках, на внешней стороне стопы.
- Бег обычный (с разным темпом 50-60 с).
2. Комплекс ОРУ.
- 3-4 упражнения по 4-5 раз повторение.
- Алгоритм (называние, выполнение, дыхание, дозировка).
3. Корригирующая ходьба (по ребристой доске, на пятках).
- упражнение на дыхание (по мере необходимости)
- стихи, песни.
Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и укрепления крупных мышечных групп используются следующие упражнения (сгибание и разгибание рук, наклоны туловища, приседание, подтягивание вверх и т.д.).
В этом возрасте от малышей не следует требовать большей точности. Важно, чтобы дети поняли требование воспитателя и старались его выполнить.
ОРУ (обще-развивающие упражнения).
В первой младшей группе обще -развивающие упражнения занимают значительное место, т.к. в этом возрасте увеличивается самостоятельность выполнения заданий, что позволяет разнообразить несложные движения.
У детей 3 года жизни отсутствует способность расчленять движения на отдельные части, поэтому выбираются главным образом упражнения, требующие активного участия крупных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и обще физиологического воздействия, активизирующие функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
Слабая координация движений, неспособность управлять движениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызывают определенные затруднения при выполнении общеразвивающих упражнений. У детей появляются некоторая скованность и лишние движения.
Ребенок не всегда сразу может повторить показ взрослого, поэтому от детей не требуют большей четкости, особенно в первой половине года. Воспитатель дает правильный образец движения. Пример: руки с платочком вверх, должны стремиться вытянуть их как можно выше. В общих чертах ОРУ проводятся из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т.д.) – следить за правильной посадкой. Необходимо проводить ОРУ с мелкими предметами и игрушками, требует значительного мышечного напряжения, точнее выполняются, не надоедая детям. Игрушки разнообразим (шишки, кубики, обручи, платочки).
Прежде чем дать детям какой-либо предмет, следует их познакомить с ним. Это- мяч, он красный, держать его надо крепко, если он упадет покатится, а если ударить об пол, он поскачет.
В этом возрасте малышей следует приучать к определенному порядку, поэтому при подготовке к занятию важно заинтересовать их. Что нам привез Мишутка посмотрели, а затем взяли кубик, шишку и встали лицом к нему для выполнения упражнения.
Постепенно дети привыкают (по указанию воспитателя) самостоятельно брать мелкие пособия, предварительно разложенные на стульях, гимнастической скамейке, аккуратно класть их на прежнее место.
Упражнения начинаются для рук и плечевого пояса, затем следуют движения для ног и туловища, заканчивается бегом, подскоками с последующей ходьбой.
Упражнения повторяются 3-6 раз.
Особенности проведения игровых упражнений и подвижных игр. (1-2-года)
Игровые упражнения и подвижные игры открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений. Способствует умственному и физическому развитию ребенка.
Игровые упражнения не имеют сюжета (включены простые двигательные задания: дойти до игрушки, перешагнуть палку и т.д.) и могут быть использованы не только на занятиях, но и повседневно, в процессе самостоятельной деятельности.
С помощью игровых упражнений взрослый создает условия для выполнения движений, стимулирует ДА ребенка, регулирует её.
В этих упражнениях, в отличие от подвижных игр, нет правил, регулирующих темп, предусматривает быструю смену движений, реакцию ребенка на определенный сигнал, но они позволяют малышам выполнить задание самостоятельно.
Задание должно быть объяснено ребенку просто и ясно. Это повышает заинтересованность в выполнении.
После освоения какого-либо движения взрослый изменяет ситуацию, повышая требования, т.е. создает благоприятные условия для развития, формирования, закрепления двигательных умений (Пример: пройти прямо 2-3м: «Иди ко мне», потом иди дальше и принеси игрушку, затем Бегите ко мне). Следует поощрять самостоятельность детей, хвалить.
Постоянный контакт ребенка со взрослым, его непосредственное участие в игровых упражнениях, интерес, помощь эмоционально дружеский тон активизируют малыша, положительно влияют на развитие речи (повторение, названий предметов и действий). Постепенно дети выполняют задание самостоятельно без помощи взрослого.
Сюжетные подвижные игры.
На 3ем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшими подгруппами, а затем уже всей подгруппой.
Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости: у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества.
Игры благоприятно влияют на весь организм ребенка в целом, т.к. при активном выполнении движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.
Положительные эмоции, возникающие у них в это время, имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребенка.
Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание) в разных условиях, малыш совершенствуется, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях.
У детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому правила в играх предусматривают смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.
Перед началом игры взрослый выразительно объясняет правила, специально обращая внимание малышей на сигналы (зрительный – цвет флажка, ленточки; слуховые – слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, и т. д.), по которым им следует менять или прекращать свои действия. Дети, запоминая новые слова и их значение, тренируют память, их речевое общение с воспитателем во время подвижной игры усиливается. На занятиях они сами часто просят поиграть в знакомые подвижные игры.
Многолетние педагогические наблюдения показывают, что не все дети третьего года жизни включаются в занятие, не сразу проявляется у них активность и интерес к движениям, особенно, когда малыши поступают в ДОУ. Воспитатели, не учитывая особенности и специфику данного возраста, прибегают к натаскиванию ребенка. От этого страдает не только его ДА, но и вырабатывается отрицательное отношение к занятиям.
Некоторые дети на предложение воспитателя выполнять упражнение отвечают отказом, а во время игр проявляют определенную заинтересованность и желание участвовать в них. Вначале они переживают ход игры, с интересом наблюдают за ней, выполняя отдельные движения, например, в игре «Птички в гнездышках» они летают, т.е. не бегают, а сидя на своем месте, взмахивают руками.
Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в других упражнениях во время занятий и самой деятельности.
Работа по развитию основных движений летом.
Летом вся жизнь детей, в том числе и занятие по физической культуре, проходит на воздухе (на участке д/с или за его пределами). Занятия проводятся так же 2 раза в неделю. Дети находятся в облегченной одежде (в трусах и майке), в теплую погоду босиком.
Малыши 2ой группы раннего возраста занимаются на своей групповой площадке по подгруппам. В то время, когда воспитатель занимается с одной подгруппой, няня наблюдает за игрой остальных детей.
В первой младшей группе занятия летом организуются одновременно со всеми детьми на групповой или физкультурной площадке д/с, на поляне или лужайке.
Природа создает у ребенка эмоциональный подъем, способствует успешному развитию основных видов движений, повторению и закреплению всего программного материала, усвоенного в течение учебного года.