План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения по теме: Постановка звука «Ж».

Волостнова Ольга Львовна

План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения по теме: Постановка звука «Ж».

Цель:  Формировать умение  произносить звук «Ж».

Программные задачи:

  • Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание;
  • Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением;
  • Формировать познавательные действия;
  • Развивать воображение и творческую активность;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа;
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.

Оборудование:

зеркало, игрушка «жук», карточки-буквы, профиль артикуляции звука, предметные картинки, мультимедийная презентация.

Лексическая тема: «Насекомые».

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, игровые, информационно – коммуникационные.

 

Ход:

 I Создание мотивационного поля (мотивационный момент).

  1. Приветствие.
  2. Введение в игровую ситуацию с использованием  игр  и упражнений.

Л: Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

- Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел.

II. Актуализация   знаний и затруднение в образовательной ситуации

Артикуляционная гимнастика

-Жуку  захотелось  с тобой поиграть.

«Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Маляр», «Вкусное варенье», «Окошко»

А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.

(На доске несколько картинок: жук, паук, птица)

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке? Найди картинку.

- Какой первый звук в слове «жук»? Этот звук напоминает жужжание жука.

-Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

III. Открытие детьми нового знания.

- А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.

А) по подражанию – от [ш].

- давай произнесем звук ш-ш-ш. А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я.

- Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж)

Развитие фонематического восприятия.

- Давай поиграем. Если услышишь звук «Ж» – хлопни в ладоши.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц

Физминутка

-  У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Пальчиковая гимнастика

Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Развитие фонематического анализа

Распредели картинки под схемы:

Ж_____________                                         ______Ж_______

 

(в начале слова)                                               (в середине слова)

 

Предварительно ребенок  характеризует звук Ж: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал. Слова проговариваются.

V. Рефлексия (итог).

- Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

Молодец!