План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения по теме: Постановка звука «Ж».
План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения по теме: Постановка звука «Ж».
Цель: Формировать умение произносить звук «Ж».
Программные задачи:
- Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков;
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
- Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением;
- Формировать познавательные действия;
- Развивать воображение и творческую активность;
- Совершенствовать навыки звукового анализа;
- Формировать функции контроля и самоконтроля.
Оборудование:
зеркало, игрушка «жук», карточки-буквы, профиль артикуляции звука, предметные картинки, мультимедийная презентация.
Лексическая тема: «Насекомые».
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, игровые, информационно – коммуникационные.
Ход:
I Создание мотивационного поля (мотивационный момент).
- Приветствие.
- Введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений.
Л: Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.
Летит, жужжит
Сядет, молчит.
- Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел.
II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации
Артикуляционная гимнастика
-Жуку захотелось с тобой поиграть.
«Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Маляр», «Вкусное варенье», «Окошко»
А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.
(На доске несколько картинок: жук, паук, птица)
Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найди картинку.
- Какой первый звук в слове «жук»? Этот звук напоминает жужжание жука.
-Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
III. Открытие детьми нового знания.
- А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.
А) по подражанию – от [ш].
- давай произнесем звук ш-ш-ш. А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я.
- Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж)
Развитие фонематического восприятия.
- Давай поиграем. Если услышишь звук «Ж» – хлопни в ладоши.
Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц
Физминутка
- У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.
Ёж готовится к рекордам,
Будет заниматься спортом.
Ёжик лапки напрягает,
Штангу кверху поднимает.
Держит 1, 2, 3, 4, 5,
Можно штангу опускать.
Ёжик низко приседает,
И по камушкам шагает,
Возвращается обратно.
Расслабление приятно.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Пальчиковая гимнастика
Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)
Развитие фонематического анализа
Распредели картинки под схемы:
Ж_____________ ______Ж_______
(в начале слова) (в середине слова)
Предварительно ребенок характеризует звук Ж: согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал. Слова проговариваются.
V. Рефлексия (итог).
- Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.
Молодец!