Познавательное развитие. Окружающий мир "Знакомство с национальной выпечкой чувашской кухни"

Мулатова Ирина Георгиевна

Цель: формирование у детей представления о культуре, традициях, национальной самобытности чувашского народа через знакомство с национальной кухней.

Задачи:

Образовательные:

• формировать у детей представления, о национальной кулинарной культуре своего народа, через знакомство чувашским бытом и календарно-сезонными праздниками.

• на примере лепки из соленого теста ознакомить детей с национальной выпечкой чувашской кухни.

• пополнять развивающую среду группы изделиями из соленого теста для сюжетно-ролевых игр детей.

Развивающие:

• развивать познавательный интерес, любознательность, активность.

• развивать мелкую моторику детей.

Воспитательные:

• вызвать интерес и уважения у детей к истории, традициям и обычаям чувашского народа.

Предварительная работа: беседа о культуре и быте чувашского народа; знакомство с чувашскими играми, пословицами.

Материалы: использование ИКТ; соленное тесто, дощечка, салфетка для лепки; мешочки – обереги; использование музыкального произведения (чувашская народная песня "Алран кайми аки - сухи").

Методы и приемы: игровая ситуация "Путешествие в чувашскую деревню"; презентация "Быт, труд, праздники и национальные блюда чувашского народа"; сюрпризный момент (приход Илемпи в чувашском наряде) и рассказывание о национальной ритуальной выпечке "колобок", знакомство с чувашской игрой "Солнышко"; использования художественного слова (пословицы и поговорки чувашского народа; стихотворение Кубашина Л. М. "Хвала тебе, Чувашия, мой дом!"); итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в путешествие на машине времени. Устраивайтесь, мы отправимся в прошлое, на сто лет назад. Посмотрим, как жили предки чувашского народа, какие блюда готовили. Звучит музыка (изображение быта чувашской избы)

Воспитатель: Куда мы попали, ребята, как вы думаете?

Дети: Это дом, чувашская изба.

Воспитатель: Перед нами - чувашская изба. В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. Держали домашних животных: коров, свиней, овец, лошадей. Занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах, которые отапливались печкой. Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.

А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам. Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть.

Воспитатель:

Вот так жили предки чувашского народа.

Физкультминутка "Нам хорошо"

В Чувашии мы живем, (руки в стороны)

Есть у каждого свой дом, (руки домиком)

Есть работа, (кулачек об кулачек)

Есть друзья, (хлопаем в ладоши)

Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя).

Звучит чувашская мелодия, входит Илемпи.

Илемпи: Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.

Воспитатель: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?

Илемпи: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.

Илемпи: А вы, ребята, откуда? Воспитатель и дети объясняют, зачем приехали.

Илемпи: Ребята, хотите, я вас научу готовить чувашскую национальную выпечку – "колобок". Это древний вид печенья.

Илемпи: (рассказ о чувашском национальной выпечке – "колобок"; из чего готовили, на каких праздниках). Колобок ели на празднике Сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Печенье "колобок" служило также угощением на Масленице, Пасхе. Ели "колобок" с молитвой: "Боже, умножь число овец, пусть в скотном дворе будет столько овец, сколько "колобка". Пекли "колобки" из теста, преимущественно кислого. А сейчас, из соленного теста вылепим печенье – "колобок". Дети лепят из соленного теста – "колобок".

Илемпи: Ребята хотите, я вас научу старинной чувашской игре «Солнышко»? Ребята, нам с вами нужно выбрать водящего - «Солнышко» с помощью считалки (дети стоят в кругу).

В центре круга располагается солнышко, а остальные берутся за руки и водят хоровод.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее

А весна милее

Затем дети подходят к солнцу.

Илемпи: «Горячо» - догоняет детей.

Илемпи: Мне пора с вами прощаться, а на память я вам подарю мешочки - обереги. Они принесут вам удачу, здоровье. До свидания ребята!

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки чувашского народа.

1. Без труда не построишь дом

2. Труд человека прославляет.

Воспитатель:

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!

И имя, и язык твой — сердцу свято.

Дубравами и хмелем, и трудом,

И песнями, и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе, —

Ты будешь жить во мне, моя Россия

Пока живет Чувашия в тебе.

Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка

Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие. Что нового мы с вами узнали? (Ответы детей). Кто приходила? Какой национальной кухней познакомила? Чуваши трудолюбивый народ с интересной историей. Мы много узнали о традициях и быте чувашского народа. Илемпи рассказала о чувашской кухне, показала, как готовить – печенье – "колобок".