Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек.

Образова Елена Николаевна

Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек.

Речевое развитие – широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Ранее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста. Разница в речевом развитии мальчиков и девочек, несомненно, есть: она статистически подтверждена и установлена исследователями разных стран. Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития. Значит, им необходимы разные программы обучения.

Вот некоторые факты. Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, по темпу усвоения навыков речевого общения, по динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные гендерные (половые) различия при усвоении родного языка, как в норме, так и при задержанном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка. Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеет клинического значения . Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Одна и та же ситуация «оречевляется» мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо скажет: «Мячик». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая. В последнее время наблюдается увеличение случаев нарушений речи у мальчиков.

Также стоит отметить, что большое значение в развитии речи мальчиков и девочек имеет формирование полушарий головного мозга. Индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают поразному. Это положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций.

Левая сторона мозга у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков, в результате и речь развивается быстрее, девочки раньше начинают говорить, читать и овладевают иностранным языком. У мальчиков быстрее развивается правая сторона мозга, что обеспечивает им пространственное и логическое мышление, математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений. Т.В. Виноградова и В.В. Семенов (1993), (исследователи в области гендерной психологии) пришли к выводу, что девочки в своем интеллектуальном развитии (примерно до 7 лет) опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются.

В 5 лет уровень развития зрительнопространственной и слухоречевой памяти у мальчиков и девочек одинаковый. В 6 лет девочки опережают мальчиков по показателям слухоречевой памяти.

В возрасте 4-5 лет по показателям развития речи девочки опережают мальчиков. Прежде всего, различия заключаются в темпах созревания ЦНС. Девочки рождаются более зрелыми детьми (на 3-4 недели), чем мальчики.

К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Развитие речи, четкость звукопроизношения зависит от многих факторов, среди них: – анатомическое строение артикуляционного аппарата, его подвижности и переключаемости; – зрелость речевых зон головного мозга; – состояние слухового внимания и фонематического слуха; – речевой среды.

Таким образом, делаем вывод о том, что мальчикам в период сензитивного развития речи стоит больше уделять внимание: на развитие функций левого полушария. В своей практической деятельности мы предлагаем мамам мальчиков освоить различные методики для развития речи. Например, пропевание логоритмических напевок, разучивание пальчиковых и коммуникативных игр, элементарный самомассаж артикуляционного аппарата, артикуляционную гимнастику, использование элементов занятий по методикам Монтессори и Железновой в домашних условиях. Мальчикам в раннем возрасте стоит уделять больше внимание на развитие всех психических процессов, которые лежат в основе овладения высшей психической функцией – это речь. В совокупности все эти методы развития помогут предупредить различные проблемы развития речи у мальчиков, а так же будут способствовать своевременному овладению речью.

Н.А. Антипанова , д-р мед. наук, профессор