Использование лэпбука в работе учителя -логопеда
Добрый день!Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ направляет учителей-логопедов на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми, имеющие тяжёлые нарушения речи. Одной из таких интересных форм работы можно считать лэпбук.
Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности. А для детей делает логопедические занятия интересными и увлекательными, направленными на развитие и коррекцию имеющихся речевых нарушений.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка.
Это самодельная папка, которую ребёнок (или группа детей) может удобно разложить у себя на коленях (парте, столе, на полу) и просмотреть всё её содержимое. При этом выполнить предлагаемые задания, узнать что-то новое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержится весь необходимый систематизированный материал по выбранной вами теме. В лэпбуке много кармашков, конвертиков, окошек, дверей, подвижных деталей, которые ребёнок может доставать, перекладывать, собирать, складывать по своему усмотрению или по заданию.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его автор, нет правильного или неправильного метода его создания. Всё зависит от того, как логопед воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
С целью эффективного создания лэпбука необходимо соблюдать последовательность работы:
- выбрать тему;
- составить план;
- нарисовать макет;
- продумать элементы;
- подготовить необходимый материал.
Представляю вашему вниманию лэпбук «Звук С». Данное пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста и может быть использовано в разных вариантах:
как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
так и в ходе речевой работы воспитателя с детьми по заданию логопеда.
Эта интерактивная папка имеет массу достоинств и позволяет:
- формировать психологическую базу речи;
- сократить сроки коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
- формировать грамматические категории;
- обогащать активный и пассивный словарный запас речи детей с ТНР;
- развивать познавательно – речевую активность учащихся;
- развивать связную речь.
Содержание лэпбука включает игры и задания на изолированное закрепление и автоматизацию нарушенного звука.
Артикуляционная гимнастика представлена картинками. Речевое дыхание также можно отработать по этому пособию: ребёнок дует на шмеля, шмель слетает с цветка.
«Звуковые дорожки» использую для реализации следующих задач:
закреплять правильную артикуляционную позу, кинестетические ощущения;
отрабатывать правильное произношение звука, отображающие длительное и короткое произнесение, а также с вынужденными остановками;
развивать просодические компоненты речи: изменение ритма, темпа и силы голоса;
развивать глазо - двигательную функцию (прослеживание); моторику пальцев рук (координацию, точность и дифференцированность движений), а также способность к переключению.
Игра «Лабиринты» развивает пространственные отношения, графомоторные навыки и помогает автоматизировать изолированный звук.
Все игры находятся в конвертиках, что повышает интерес детей к пособию.
Игра «Один-много» направлена на автоматизацию звука в словах. И на умение изменять слова по числам.
Безусловно, лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику коррекционно-развивающего образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз захочет возвратиться к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, научиться говорить правильно.
