Использование лэпбука в работе учителя -логопеда

Светлана Сергеевна Щенникова

Добрый день!Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ направляет учителей-логопедов на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми, имеющие тяжёлые нарушения речи. Одной из таких интересных форм работы можно считать лэпбук.

Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности. А для детей делает логопедические занятия интересными и увлекательными, направленными на развитие и коррекцию имеющихся речевых нарушений.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка.

Это самодельная папка, которую ребёнок (или группа детей) может удобно разложить у себя на коленях (парте, столе, на полу) и просмотреть всё её содержимое. При этом выполнить предлагаемые задания, узнать что-то новое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержится весь необходимый систематизированный материал  по выбранной вами теме.  В лэпбуке много кармашков, конвертиков, окошек, дверей, подвижных деталей, которые ребёнок может доставать, перекладывать, собирать, складывать по своему усмотрению или по заданию.

 

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его автор, нет правильного или неправильного метода его создания. Всё зависит от того, как логопед воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

С целью эффективного создания лэпбука необходимо соблюдать последовательность работы:

 

  • выбрать тему;
  • составить план;
  • нарисовать макет;
  • продумать элементы;
  • подготовить необходимый материал.
  • Представляю вашему вниманию лэпбук «Звук С». Данное пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста и может быть использовано в разных вариантах:

    как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях;

    так и в ходе речевой работы воспитателя с детьми по заданию логопеда.

    Эта интерактивная папка имеет массу достоинств и позволяет:

    • формировать психологическую базу речи;
    • сократить сроки коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
    • формировать грамматические категории;
    • обогащать активный и пассивный словарный запас речи детей с ТНР;
    • развивать познавательно – речевую активность учащихся;
    • развивать связную речь.

    Содержание лэпбука включает игры и задания на изолированное закрепление и автоматизацию нарушенного звука.

    Артикуляционная гимнастика  представлена картинками. Речевое дыхание также можно отработать по этому пособию: ребёнок дует на шмеля, шмель слетает с цветка.

    «Звуковые дорожки» использую для реализации следующих задач:

    закреплять правильную артикуляционную позу, кинестетические ощущения;

    отрабатывать правильное произношение звука, отображающие длительное и короткое произнесение, а также с вынужденными остановками;

    развивать просодические компоненты речи: изменение ритма, темпа и силы голоса;

    развивать глазо - двигательную функцию (прослеживание); моторику пальцев рук (координацию, точность и дифференцированность движений), а также способность к переключению.

  • Игра «Лабиринты» развивает пространственные отношения, графомоторные навыки и помогает автоматизировать изолированный звук.

     

    Все игры находятся в конвертиках, что повышает интерес детей к пособию.

  • Игра «Один-много» направлена на автоматизацию звука в словах. И на умение изменять слова по числам.

  • Безусловно, лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику коррекционно-развивающего образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз захочет возвратиться к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, научиться говорить правильно.