Профессионально-значимые качества личности педагога

Парфёнова Юлия Викторовна

Профессионально-значимые качества личности педагога  – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности педагога и определяющие ее индивидуальный стиль.

Для профессиональной подготовки педагогов необходимы:

  • представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).

Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:

  • признание ценности личности ребенка независимо от степени тяжести его нарушения;
  • направленность на развитие личности ребенка с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
  • осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
  • понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и другое.

Важная составляющая профессиональной готовности личности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – готовность к оказанию помощи.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен:

  • обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности
  • контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения
  • иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях

Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.