«Деонтология в работе учителя-логопеда»

Парфёнова Юлия Викторовна

Деонтология – термин происходит от греческого слова «деон» – должен. «Должное» – это то, как учитель-логопед должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками, с коллегами по работе. Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике, нравственности.

Немного уделим внимание вопросу педагогической деонтологии, т.е. науке о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом. Отметим, что основными принципами деонтологии являются следующие:

  • гуманное отношение к детям;
  • забота об их здоровье;
  • предоставление педагогических услуг детям независимо от расовой, политической и региональной принадлежности;
  • уважение чести и достоинства человека / ребенка;
  • охрана детских тайн, проблем;
  • демократический стиль общения с детьми;
  • диалектическая взаимосвязь уважения и требовательности к ребенку;
  • педагогический оптимизм т.д.

В логопедии деонтология еще не сформировалось как самостоятельное направление. Однако исследователи, изучая взаимоотношения логопеда с другими участниками коррекционной деятельности как значимый фактор влияния на успех логопедической работы, создают предпосылки для формирования деонтологического направления в данной специальности.

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относится к лицу с речевыми нарушениями и его родителям так, как относится врач к больному, быть осторожным в оценке тяжести и, особенно – механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявлениями речевых расстройств, их сущность, так многие из них, даже не резко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.

Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и ребенком, логопедом и родителями, имеющих детей с речевыми нарушениями, логопедом и врачом учреждения, логопедом и воспитателем.

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача-невролога или психотерапевта. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых.

Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс.

В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования, возрастают требования и к учителям-логопедам.

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания.

Логопед должен вести поиск оптимальных средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.

Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны:

  • учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционноого воздействия и др.);
  • учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.);
  • учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

Особо следует отметить социальную активность логопеда – он должен постоянно обучаться, развивать и совершенствовать свой профессиональный опыт и делиться им с коллегами, единомышленниками, родителями. Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:

  • гуманистическая направленность и человеколюбие;
  • коммуникабельность, доброжелательность, искренность;
  • увлеченность профессией, терпение;
  • целеустремленность, выдержка, терпение, самообладание и самокритичность;
  • социальная активность, решительность, настойчивость;
  • любовь к детям;
  • развитое самосознание и адекватная самооценка;
  • требовательность к себе и окружающим;
  • педагогическое творческое воображение и наблюдательность.

Таким образом, успешность логопедической работы зависит не только от степени владения специалистом логопедическими технологиями, но и от того, умеет ли он адекватно оценивать собственную профессиональную деятельность и должным образом взаимодействовать с другими участниками коррекционного процесса.