«Деонтология в работе учителя-логопеда»

Деонтология – термин происходит от греческого слова «деон» – должен. «Должное» – это то, как учитель-логопед должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками, с коллегами по работе. Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике, нравственности.
Немного уделим внимание вопросу педагогической деонтологии, т.е. науке о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом. Отметим, что основными принципами деонтологии являются следующие:
- гуманное отношение к детям;
- забота об их здоровье;
- предоставление педагогических услуг детям независимо от расовой, политической и региональной принадлежности;
- уважение чести и достоинства человека / ребенка;
- охрана детских тайн, проблем;
- демократический стиль общения с детьми;
- диалектическая взаимосвязь уважения и требовательности к ребенку;
- педагогический оптимизм т.д.
В логопедии деонтология еще не сформировалось как самостоятельное направление. Однако исследователи, изучая взаимоотношения логопеда с другими участниками коррекционной деятельности как значимый фактор влияния на успех логопедической работы, создают предпосылки для формирования деонтологического направления в данной специальности.
Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относится к лицу с речевыми нарушениями и его родителям так, как относится врач к больному, быть осторожным в оценке тяжести и, особенно – механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявлениями речевых расстройств, их сущность, так многие из них, даже не резко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.
Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и ребенком, логопедом и родителями, имеющих детей с речевыми нарушениями, логопедом и врачом учреждения, логопедом и воспитателем.
Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача-невролога или психотерапевта. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.
Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых.
Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс.
В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования, возрастают требования и к учителям-логопедам.
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания.
Логопед должен вести поиск оптимальных средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.
Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны:
- учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционноого воздействия и др.);
- учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.);
- учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
Особо следует отметить социальную активность логопеда – он должен постоянно обучаться, развивать и совершенствовать свой профессиональный опыт и делиться им с коллегами, единомышленниками, родителями. Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:
- гуманистическая направленность и человеколюбие;
- коммуникабельность, доброжелательность, искренность;
- увлеченность профессией, терпение;
- целеустремленность, выдержка, терпение, самообладание и самокритичность;
- социальная активность, решительность, настойчивость;
- любовь к детям;
- развитое самосознание и адекватная самооценка;
- требовательность к себе и окружающим;
- педагогическое творческое воображение и наблюдательность.
Таким образом, успешность логопедической работы зависит не только от степени владения специалистом логопедическими технологиями, но и от того, умеет ли он адекватно оценивать собственную профессиональную деятельность и должным образом взаимодействовать с другими участниками коррекционного процесса.