Специфика работы с песком с детьми раннего возраста

Колесникова Анна Александровна

Picture backgroundРабота с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Это вообще принципиально другая работа, нежели с дошкольниками, школьниками и взрослой аудиторией.

Для малыша песок — это прежде всего материал, который

также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких

важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т. д.

Picture backgroundИнтерес к песку удерживается тем, что он не поддается «овладению». Малыш его берет, а он утекает. Малыш лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зерна, камушки и т. д.

Кроме того, что этот процесс является отличной тренировкой сенсомоторных навыков, он содержит и более глубокий психологический смысл.

Песок не удержать в руках, его бесформенность часто провоцирует тревогу, а камень или ветка, обнаруженная в песке, имеет вполне конкретную форму, границы. Малыш учится находить опору для себя в постоянно меняющемся внешнем мире.

Picture backgroundДля детей 2—3 лет овладение песком уже идет через осмысленные и целенаправленные действия. Малыши с помощью песка «варят кашку», «пекут куличики и пирожки». Именно через подражание взрослым они овладевают материалом. В песочную среду легко перенести любой процесс из жизни, начиная от приготовления еды и заканчивая строительством целого города.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=73672afe1c8802946c5286bea71d61c7706a46d6-5138710-images-thumbs&n=13Песок — это богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Привлечь внимание ребенка можно и яркими картинами, и громкой

музыкой, но все это ведет к сенсорному перенасыщению.

Игра «Тесто». Поочередные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.

С мамой тесто мы замесим,

Чтоб испечь пирог нам вместе.

Нужно тесто поразмять,

Нужно тесто нам помять,

Нужно тесто порубить

И немножечко побить.

Игра «Змейка и червячки». Провести по песку пальцами и

ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить одной и двумя руками.

— Я — змея! —

Сказал Червяк.

А Змея:

— Какой чудак!

Подрасти бы надо

Да набраться яда.

Д. Ильина

Игра «Крабики». «Пробежаться» по песку всеми пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Глубоко на дне морском

Краб гуляет босиком:

Он натер сегодня пятку —

Целый день плясал вприсядку.

В. Кириленко

Игра «Человечки». «Пройтись» по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Русская народная потешка

Игра «Гладь». Разравнивание песка ладонями, пальцами, ребрами ладоней. Разравнивать можно, выполняя поочередные движения обеими руками симметрично, т. е. выполняя одновременно.

Тишь да гладь,

В море бури не видать.

Только легкая волна

Набежит издалека.

Игра «Дождик». Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу, поднять над песочницей. Затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.

Дождик с самого утра

Зарядил как из ведра.

Видно, КТО-ТО против правил

В небе тучку продырявил.

Е. Ярышевская

Игра «Щепоть». Брать понемногу песка в одну ладонь, а пальцами второй ссыпать его обратно в песочницу щепотью.

Суп варить я маме буду,

Посолить я не забуду.

Поперчили, посолили

И на стол скорей накрыли.

Игра «Бульдозер». Соединить ладони у основания и раздвинуть пальцами наружу, образуя «ковш». «Ковшом» сгребать песок от себя. Затем, наоборот, соединить кончики пальцев, раздвинув ладони у основания, и сгребать песок к себе.

Кто над всклоченной землею

Смело кучи разгребает?

Это маленький бульдозер

Своим носом все ровняет!

М. Погарский

Игра «Горы». Развести руки в стороны, ребра ладоней положить на песок и начать двигать их друг к другу, собирая песок в гору. Получившуюся гору прихлопать ладонями. Затем ладони соединить и прорезать ими песчаную горку, разделив на две части. Отвести из этого положения ладони в сторону, разгребая песок. Если при этом дно песочницы не проявилось, повторить игру вновь.

Высоко стоит гора,

Покорить ее пора.

Мы полезем высоко,

Хоть идти нам нелегко.

Игра «Клад». Предложить малышу закапывать ладонью или совком разные предметы, а затем раскапывать. Сначала это делают ребенок со взрослым. Потом один может закапывать «клад» для другого, а второй будет искать его. В качестве клада могут быть использованы теннисные шарики, крупные марблсы, шишки и др.

         Игра «Следы-узоры». На ровной поверхности песка катать рельефные шары и ролики, используя, например, обычный массажный мяч (его шипы оставят красивый узор на песке) или самостоятельно подготовленные материалы.