Родительское собрание "Нравственное воспитание"
Предварительный просмотр:
Родительское собрание : Тема «Поговорим о нравственности»
Цель: Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.
Задачи
1. показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
2. Повысить ответственность родителей за воспитание у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, верность, благородство, готовность прийти на помощь…
3. Формировать у родителей желание решать проблемные ситуации, возникающие у ребенка при общении со сверстниками и взрослыми.
Протокол №1 от 19.09.2024
Присутсвовало:
Отсутствовало:
Повестка собрания:
1. Формирование культурно-гигиенических навыков;
2. Культурно-нравственное воспитание взрослых и детей
3. Цель и ФОП ДО планируемые результаты;
4. Разное. Выбор родительского комитета
Добрый вечер! Я рада,что все мы здесь собрались на этом собрании.Дети выросли за год ,подтянулись набрали в весе.В нашей группе по списку 26 детей,посещают 24.Пришла к нам одна новенькая девочка.Низамиева Амелия.
Обследование по мониторингу осуществляется по 5-ти областям(зачитать)
Формироваание социальных представлений,умений и навыков:
Чему мы научились за эти два года,
Мы с сентября перешли на дошкольный возраст с 3-4 лет.(с раннего в дошкольный)
-Самостоятельно мыть руки ,вытирать о свое полотенце.
- Без напоминаний ходят самостоятельно в туалет (напоминаю,перед занятием и перед улицей;
- почти все умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, помогаем только расстегивать и застегивать застежки
Хотелось бы еще,чтоб научились вешать свои вещи на места,складывать и не кидать в шкаф или когда раздеваемся на сон час. Мы работаем над этим .
-Также приучаем к дежурству (дети раздают ложки утром ,салфетницы,кружки,хлебницы);
-После занятия убирают за собой нужные материалы,а также помогают готовить материалы к занятиям на столы
-На участке помогают убирать траву ,мусор,подметают бардюр у песочницы.
Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Сегодня я предлагаю поговорить о нравственности.
В семье с правильно поставленным воспитанием детей родители больше заботятся не о том, кем станут их дети по профессии, а о том, чтобы из них выросли хорошие люди.
В этом и состоит забота родителей о нравственном облике своих детей.
Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства — это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интел лектуальные.
Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы .
Игра»Волшебные добрые слова»
1) Какие нравственные качества присущи человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.)
2) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.
Бэкон Ф.
3) Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».
Сообщение воспитателя: «Доброте нужно учить с детства».
Доброта, честность, отзывчивость, щедрость, дружелюбие, справедливость и т. д. - все это мы хотим видеть в наших детях, но не всегда получаем желаемые результаты. В одних и тех же случаях наши дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает лишь то, что касается их лично. Третьи агрессивны, могут ударить, отнять игрушку. Почему так происходит? Послушайте притчу:
- Один учитель повелел своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и указал на молодое, но глубоко пустившее корни дерево. Исполняя послушание учителю, ученик приступил к делу, но не смог пошатнуть дерево и сказал : «Ты приказал мне сделать невозможное!». И тогда учитель указал на другое, совсем еще молодое деревце, которое ученик без усилий тот час же вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитание с малых лет. К чему привык человек с малых лет, то он и будет делать до старости. Поэтому Вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла, и самое малое дитя уже имеет свои недостатки, сначала бессознательные, после сознательные.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют поло жительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостя ми и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребен ка к школе.
Эмоциональные проявления дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей явля ется день рождения! Как его отпраздновать?
Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота - это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали.
Хорошо, когда образовательному учреждению приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Ребенок поверит взрослому и коллективу сверстников, если увидит, что правда, которой учит детский сад, совпадает с той правдой, которой учила семья.
Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, определяющих поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.
В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.
Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений - все это порождает первоначальные представления детей о морали.
Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.
Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.
Воспитывая ребенка, вы родители надеетесь вырастить из него достойного человека. Каждый из вас хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сейчас
“Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели подавать”.
Многие великие люди высказывались о значении нравственного воспитания. Обратите внимание на правую стену. Не торопясь прочтите все эти высказывания и попробуйте осмыслить каждое из них. (зачитать родителям)
За добро добром платят.
Делай другому добро — будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добрый человек в добре живет век.
Добро сеять, добро и пожинать.
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму — худое на ум не пойдет.
Истинное добро всегда просто.
Добро поощряй, а зло порицай.
Доброму человеку весь мир – свой дом, злому и своя хата чужая.
Добрый человек плачет от радости, а злой- от зависти.
Без любви как без солнца.
Будьте строги к себе и мягки к другим. (Конфуций)
Надеемся, что каждый смог почерпнуть из этих высказываний, что - то наиболее ценное для самого себя.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, нам взрослым нужно видеть, по какому побуждению он трудился - по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.
Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему взрослые.
Сейчас я предлагаю прослушать ряд ситуаций взятых из жизни.
- Отец говорит: «Поеду помогу бабушке вскопать огород, она уже старенькая, а помочь некому» - и берет с собой сына.
- Мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Маша, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».
- Папа говорит сыну: «Если тебя обижают, то сдавай сдачи! Не слушай воспитателей и детей».
- Дочка, собираясь в садик просит у мамы белую футболку на физкультуру, так как воспитатели ей так сказали, а мама говорит: «Ничего, в этой сходишь».
- Ребенку подарили красивую книгу, он спрашивает разрешения у мамы показать ее в детском саду. Ответ мамы: «Хорошо покажи, но в руки ее никому не давай, они ее могут порвать.
С детьми нужно разговаривать «по душам». Обычно это время перед сном, когда мама садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает всех, о том, что произошло с ними за день:
Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что - плохо, что им понравилось, а что - нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести.
«Спроси свою совесть!» - говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т. д. Трудно признаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.
Очень важно не оттолкнуть ребенка от себя, не отмахнуться от его вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком, потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.
В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.
Есть мнение, что если ребенок любим и обласкан родителями и близкими, то он не может быть жестоким. Однако, на самом деле это далеко не так. Чрезмерная любовь может воспитать в ребенке эгоиста…
С детских лет родители прививают своему чаду мнение, что он самый, самый, самый. В результате, он начинает считать себя лучше других детей, а, значит, все окружающие должны подчиняться ему и только ему.
Родители должны помнить, что умеренная строгость, справедливость в оценке действий своего малыша, требовательность не только не причиняет ему вреда, но и принесут пользу.
В каждом ребенке, впрочем, как и во взрослом человеке живет потребность в подтверждении собственной значимости. И задача родителей и близких научить ребенка использовать ощущение своего превосходства во благо, а не во зло.
Если Вы хотите, чтобы ваш малыш вырос добрым и сострадающим другим людям человеком, купите ему какое-нибудь животное. Заботясь о питомце, ребенок поймет, что есть существа, которые нуждаются в его заботе, доброте и внимании. Читайте ребенку народные сказки, в которых добро всегда побеждает зло, а сильные всегда помогают слабым.
Также с ребенком нужно поговорить на тему о детях, которые страдают какими-либо физическими недостатками. Нужно объяснить ребенку, что такие дети ни в коем случае не могут быть предметом насмешек и травли. Наоборот, таким детям следует помогать и давать им возможность участвовать в играх наравне со всеми.
Если Вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о вас, приучайте их к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это тоже своего рода проявление заботы со стороны ребенка о своих близких. Приученный с детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь.
С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи, товарищей.
Нужно учить детей делать приятное людям. В семье должна быть создана атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге.
3.Цель Федеральной программы достигается через решение следующих
задач:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
14.3. Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
л
работников (далее вместе - взрослые);
- признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
15. Планируемые результаты реализации Федеральной программы.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО
Планируемые результаты в дошкольном возрасте.
15.3.1. К четырем годам:
ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку;
ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;
ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей;
ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует стремление к положительным поступкам;
ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками;
ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;
ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;
ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам; ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях;
ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;
ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания постройки с последующим её анализом;
ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении;
ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;
ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.
4.Оразном
Хочу поблагодарить за участие группы,участка к новому учебному году.
1.Хасанова Руслана Ураловича-за покос травы на участке;
2.Семью Шагвалиевых за изготовление и оформление поделок на участок;
3.Семью Яруллиных-за изготовление в помощи поделок на участок
4.Родительский комитет:Ермухаметову Татьяну Сергеевну и Николаеву Надежду Николаевну-за участие в жизни группы и участка;
5.Абдурахманову Эльмиру –за покраску оборудования на участке;
6 Кулиеву Кристину Аркадьевну-за покраску оборудования на участке.
Выбор родительского комитета
-О обеспечении безопасности детей(без присмотра не оставлять,лекарства разные убирать,спички,ножницы,не давать и не приносить лак для ногтей,всякие мелкие игрушки ,монетки,проверять рюкзаки у детей(что положить украдкой без взрослых);
-О посещаемости и заболеваемости.(без причины не пропускать детский сад,оплату вводить желательно на месяц,но если нет пока средств,хотя бы на неделю ,чтоб было положено на счет(стоимость повысилось 164 ,затем возврат процентов.В детский сад желательно приходить до 8.30,утренняя гимнастика начинается в 8.00-8.08.Сообщать ,о том что ребенок пропустит заблаговременно,т.е.до 8.00
-Гигиена ребенка(стричь ногти на ногах и на руках)
-Сделать метки на белой футболке и на шортах,принести чешки .
Приобрести платочки и флажки на занятие.
Решение родительского собрания:
1.Целенаправлено работать над формированием у детей норм,правил поведения в обществек,через использования художественных произведений,иллюстраций,музыки,личного примера;
2.Приучать детей к вежливому обращению с взрослыми и сверстниками;
3Работать над формированием умения сопереживать,сочувствовать ,доброжелательно относиться друг к другу и взрослым.
4.Приобрести в группу флажки и платочки для занятий.