Какие игры развивают память и внимание детей?

Спицина Надежда Константиновна

Особое значение для человека, тем более ребёнка, имеют память и внимание, которые позволяют получать важную для развития и жизни информацию, запоминать её и в дальнейшем воспроизводить. Без этих важных функций ребёнок не сможет обучаться. Разберём, как улучшить память и внимание и какие существуют методы для достижения этой цели.

Что такое память и внимание

Внимание необходимо для усвоения нужной информации. Это направленность сознания на определённый предмет, речь, действие и пр. Память — это комплекс психических процессов, помогающих сохранять полученную информацию в головном мозге и в дальнейшем воспроизводить её с помощью слов.

Детский мозг очень гибкий и восприимчивый к обучению, так как находится в процессе роста. Если проводить занятия с ребёнком регулярно, можно значительно улучшить и память, и внимание. Методы, которые используют для их коррекции, немного отличаются, так как процессы концентрации и запоминания — это разные мозговые функции. 

Так, работу мозга улучшают при помощи:

  • специальных игр;
  • арт-терапии;
  • коррекции поведения;
  • социальной терапии.

Для улучшения внимания коррекция проводится комплексно. Развивают объём полученной информации, устойчивость, концентрацию, избирательность материалов, которые нужны в данный момент.

Для улучшения памяти необходимо использовать:

  • включение полученных знаний во время игры или другой деятельности ребёнка;
  • повторение;
  • упорядочение и семантическую обработку информации;
  • создание ментальных образов;
  • поиск информации.

Так как дошкольники ещё не обучены и плохо понимают смысл прочитанного, задания на память и внимание больше направлены на зрительное, слуховое и другие виды восприятия. Взрослый обязательно должен мотивировать к обучению и давать разные задания. Разнообразие деятельности не позволит ребёнку заскучать и будет поддерживать интерес к занятиям.

Рассмотрим некоторые виды заданий:

  1. Упражнение «Опиши друга»: дети, стоя спиной к друг другу, должны по памяти описать причёску, одежду, лицо партнёра, с которым выполняют задание. В конце упражнения дети сравнивают своё описание с «оригиналом», оценивают, насколько правильно было сказано.
  2. Упражнение «Раскрась вторую половинку»: для выполнения задания готовят картинки, которые раскрашены только наполовину. Это может быть грибок, стрекоза, ёлка, бабочка и пр. Ребёнка просят раскрасить вторую половину точно так же, как и первую.
  3. Упражнение «Строители»: ребёнку дают лист бумаги с четырьмя рисунками. На первом изображена башня, а на трёх других — части такой же башни. Ребёнок должен дорисовать три рисунка, чтобы они были похожи на первый, который выдан в качестве примера. 
  4. Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур». Ребёнку дают изображение десяти квадратов, в каждом из них нарисована геометрическая фигура. За десять секунд он должен запомнить, какие фигуры присутствовали в исходных квадратах и в какой последовательности. После этого ему предлагают нарисовать в десяти пустых квадратах геометрические фигуры в точно таком же порядке. 

Игры для развития памяти у дошкольников:

  1. Упражнение «Разноцветная лесенка»: ребёнку дают карточку с нарисованными на ней цветными квадратиками. В течение десяти секунд он должен запомнить, а потом по памяти перечислить, в какой последовательности располагались цвета.
  2. Упражнение «Инопланетяне». Ребёнку показывают картинку с тремя нарисованными человечками, рассказывают, что в город прилетели три инопланетянина. Нужно изучить рисунок, запомнить, как выглядел каждый инопланетянин, и нарисовать их по памяти.
  3. Упражнение «Снежный ком»: педагог или мама читает стихотворение, состоящее из пяти–десяти строчек. Сначала читают первую строчку, которую ребёнку нужно повторить, потом вторую, и так до конца стихотворения. В конце ему предлагают повторить стихотворение полностью. Вместо стихов можно использовать просто текст.
  4. Упражнение «Учим стихи». Для этого нужно выучить стихотворение. Если дошкольник не умеет читать, ему помогает мама, озвучивая стихотворение вслух и помогая с помощью ассоциативных картинок.
  5. Упражнение «Цепочка действий». Ребёнку необходимо выполнить цепочку действий, идущих друг за другом в определённой последовательности, например, запомнить танец маленьких утят.

Какие игры вы используйте для развития памяти и внимания у детей?

 

 

 

Комментарии

Шитвова Анастасия Александровна

Игры для развития памяти у дошкольников – это незаменимый инструмент в процессе обучения и воспитания детей. Такие игры помогают не только улучшить память, но и развивают внимание, мышление и воображение.
В общем, игры для развития памяти – это полезное и увлекательное занятие!
Упражнение «Опиши друга» является отличным способом развить у детей навыки наблюдения, внимания и описательной речи. Оно позволяет не только укрепить дружеские отношения, но и способствует развитию коммуникативных навыков, так как требует от детей внимательного слушания и точности в выражениях.
Статья очень полезная и нужная !

Спицина Надежда Константиновна

Спасибо за комментарий, Анастасия Александровна!

Натёртышева Ольга Владимировна

Игры на память могут улучшить другие функции мозга, такие как внимание, концентрация и фокус . Игры на память дают простор критическому мышлению, что помогает детям развивать внимание к деталям.

Смирнова Марина Павловна

В последнее время особую популярность приобрела также нейрогимнастика для детей и взрослых. Специалисты обещают, что всего несколько упражнений, выполняемых ежедневно, помогут улучшить память, концентрацию внимания, самоконтроль и многое другое.
узнать больше о нейрогимнастике можно здесь https://gdemoideti.ru/blog/ru/nejrogimnastika-dlya-detej