Какие игры развивают память и внимание детей?
Особое значение для человека, тем более ребёнка, имеют память и внимание, которые позволяют получать важную для развития и жизни информацию, запоминать её и в дальнейшем воспроизводить. Без этих важных функций ребёнок не сможет обучаться. Разберём, как улучшить память и внимание и какие существуют методы для достижения этой цели.
Что такое память и внимание
Внимание необходимо для усвоения нужной информации. Это направленность сознания на определённый предмет, речь, действие и пр. Память — это комплекс психических процессов, помогающих сохранять полученную информацию в головном мозге и в дальнейшем воспроизводить её с помощью слов.
Детский мозг очень гибкий и восприимчивый к обучению, так как находится в процессе роста. Если проводить занятия с ребёнком регулярно, можно значительно улучшить и память, и внимание. Методы, которые используют для их коррекции, немного отличаются, так как процессы концентрации и запоминания — это разные мозговые функции.
Так, работу мозга улучшают при помощи:
- специальных игр;
- арт-терапии;
- коррекции поведения;
- социальной терапии.
Для улучшения внимания коррекция проводится комплексно. Развивают объём полученной информации, устойчивость, концентрацию, избирательность материалов, которые нужны в данный момент.
Для улучшения памяти необходимо использовать:
- включение полученных знаний во время игры или другой деятельности ребёнка;
- повторение;
- упорядочение и семантическую обработку информации;
- создание ментальных образов;
- поиск информации.
Так как дошкольники ещё не обучены и плохо понимают смысл прочитанного, задания на память и внимание больше направлены на зрительное, слуховое и другие виды восприятия. Взрослый обязательно должен мотивировать к обучению и давать разные задания. Разнообразие деятельности не позволит ребёнку заскучать и будет поддерживать интерес к занятиям.
Рассмотрим некоторые виды заданий:
- Упражнение «Опиши друга»: дети, стоя спиной к друг другу, должны по памяти описать причёску, одежду, лицо партнёра, с которым выполняют задание. В конце упражнения дети сравнивают своё описание с «оригиналом», оценивают, насколько правильно было сказано.
- Упражнение «Раскрась вторую половинку»: для выполнения задания готовят картинки, которые раскрашены только наполовину. Это может быть грибок, стрекоза, ёлка, бабочка и пр. Ребёнка просят раскрасить вторую половину точно так же, как и первую.
- Упражнение «Строители»: ребёнку дают лист бумаги с четырьмя рисунками. На первом изображена башня, а на трёх других — части такой же башни. Ребёнок должен дорисовать три рисунка, чтобы они были похожи на первый, который выдан в качестве примера.
- Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур». Ребёнку дают изображение десяти квадратов, в каждом из них нарисована геометрическая фигура. За десять секунд он должен запомнить, какие фигуры присутствовали в исходных квадратах и в какой последовательности. После этого ему предлагают нарисовать в десяти пустых квадратах геометрические фигуры в точно таком же порядке.
Игры для развития памяти у дошкольников:
- Упражнение «Разноцветная лесенка»: ребёнку дают карточку с нарисованными на ней цветными квадратиками. В течение десяти секунд он должен запомнить, а потом по памяти перечислить, в какой последовательности располагались цвета.
- Упражнение «Инопланетяне». Ребёнку показывают картинку с тремя нарисованными человечками, рассказывают, что в город прилетели три инопланетянина. Нужно изучить рисунок, запомнить, как выглядел каждый инопланетянин, и нарисовать их по памяти.
- Упражнение «Снежный ком»: педагог или мама читает стихотворение, состоящее из пяти–десяти строчек. Сначала читают первую строчку, которую ребёнку нужно повторить, потом вторую, и так до конца стихотворения. В конце ему предлагают повторить стихотворение полностью. Вместо стихов можно использовать просто текст.
- Упражнение «Учим стихи». Для этого нужно выучить стихотворение. Если дошкольник не умеет читать, ему помогает мама, озвучивая стихотворение вслух и помогая с помощью ассоциативных картинок.
- Упражнение «Цепочка действий». Ребёнку необходимо выполнить цепочку действий, идущих друг за другом в определённой последовательности, например, запомнить танец маленьких утят.
Какие игры вы используйте для развития памяти и внимания у детей?
- Мне нравится (3)
Комментарии
Игры для развития памяти у
Игры для развития памяти у дошкольников – это незаменимый инструмент в процессе обучения и воспитания детей. Такие игры помогают не только улучшить память, но и развивают внимание, мышление и воображение.
В общем, игры для развития памяти – это полезное и увлекательное занятие!
Упражнение «Опиши друга» является отличным способом развить у детей навыки наблюдения, внимания и описательной речи. Оно позволяет не только укрепить дружеские отношения, но и способствует развитию коммуникативных навыков, так как требует от детей внимательного слушания и точности в выражениях.
Статья очень полезная и нужная !
Спасибо за комментарий,
Спасибо за комментарий, Анастасия Александровна!
Игры на память могут улучшить
Игры на память могут улучшить другие функции мозга, такие как внимание, концентрация и фокус . Игры на память дают простор критическому мышлению, что помогает детям развивать внимание к деталям.
В последнее время особую
В последнее время особую популярность приобрела также нейрогимнастика для детей и взрослых. Специалисты обещают, что всего несколько упражнений, выполняемых ежедневно, помогут улучшить память, концентрацию внимания, самоконтроль и многое другое.
узнать больше о нейрогимнастике можно здесь https://gdemoideti.ru/blog/ru/nejrogimnastika-dlya-detej