Беседа: "Здравствуй, зимушка -зима!"

Шентерякова Наталья Сергеевна

Беседа в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

 Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

 

Ход беседы

Мы скажем снегу«Здравствуй

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Воспитатель «Зимушкой – зимой» в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна, рисует узоры на окнах морозные. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах.

Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка)

Воспитатель: А теперь я хочу поиграть с вами.

Вот мои задания

Слушайте внимательно:

1. Снег на полях,

Лед на реках.

Ветер гуляет.

Когда это бывает? (зимой)

2. Эту зимнюю хозяйку,

Все боятся, даже зайка.

Не боится лишь апрель,

Снежно — белую… (Метель)

3. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

Воспитатель: почему заяц зимой меняет шубку?

Ответы детей

Воспитатель А что еще происходит с дикими животными в лесу? Как они готовы к зиме? А насекомые? Как птицы поживают зимой?

Ответы детей

Воспитатель Молодцы про животных вы все знаете. – а назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

Декабрь-первый зимний месяц.

Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» – хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря – самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы.

Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» – так в народе говорят.

Февраль-последний месяц зимы.

В феврале 28 дней – это самый короткий месяц в году. Один раз в четыре года в феврале выпадает 29 дней. Такой год называют високосным. Название месяца происходит от имени бога подземного царства Фебрууса. В славянских языках февраль называют еще «снежень» и «лютый» из-за сильных, «лютых» морозов и метелей. Февраль – самый холодный месяц в году.

Дети, а как можно охарактеризовать зиму? Какая она?

Ответы детей

Пальчиковая гимнастика «Снежок» :

Раз, два, три, четыре -загибают пальцы начиная с большого

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий -гладят руки

И совсем со всем не сладкий -грозить пальцем

Раз- подбросить

Два- поймай

Три- уронит и сломает

Воспитатель: какие зимнии забавы вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель давайте поиграем и мы с вами в игру «Четвертый лишний» Выделите лишнее слово. Объясните свой выбор.

а) Декабрь, январь, февраль, сентябрь;

б) береза, клен, ель, дуб;

в) синица, дятел, кукушка, сорока;

г) воробей, клёст, галка, снегирь (появляются зимой птенцы);

д) шуба, свитер, платье, валенки;

е) гирлянда, кубики, шарик, хлопушка

Давайте вспомним, что мы делали сегодня?

О каком времени года мы говорили?

А что вам больше понравилось?

А что было трудно?

Молодцы!