Персонализированная программа наставничества на 2024-2025

Кульмухаметова Мугульшин Сандгалеевна

Взаимодействие наставника и наставляемого осуществляется с учетом следующих принципов:

- принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов - предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;

- принцип легитимности - соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

- принцип обеспечения суверенных прав личности - предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

- принцип индивидуализации и персонализации - направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;

- принцип вариативности - предполагает возможность образовательных учреждений выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;

- принцип аксиологичности - подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

- принцип личной ответственности - предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности: наставника, наставляемого и других специалистов, привлекаемых к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

-  принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ №4 «Умка»

________________ О.В. Торсунова

Приказ от 11.09.2024 № ДС4-11-399/4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 «Умка»

Персонализированная программа наставничества

на период с 01.09.2024 по 31.05.2025

наставник: Мугульшин Сандгалеевна Кульмухаметова, воспитатель

наставляемый: Никита Игоревна Богуславец, воспитатель

категория наставляемого: молодой педагог, только пришедший в профессию (третий год работы)

г. Сургут, 2024

1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом- воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.      

Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога-наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации. Программа отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника          и наставляемого в конкретных формах для устранения выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.

Персонализированная программа наставничества разработана педагогом-наставником Мугульшин Сандгалеевной Кульмухаметовой.

Форма наставничества – традиционная.

Тип наставничества – традиционное личное наставничество («один на один»).

Срок реализации программы: 1 год.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение

Программа разработана на основе Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (Письмо Общероссийского Профсоюза образования № 657 от 21.12.2021 и Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-1128/08 от 21.12.2021), в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в соответствии с:

- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

 - Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;

- распоряжением Министерства просвещения РФ от 16.12.2020 года № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;

- письмом    Общероссийского    Профсоюза     образования     №     НТ-944/08 и Минобрнауки РФ № 326 от 11.07.2016 «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов»;

- приказом ДО и МП ХМАО – Югры от 9.02.2021 № 164 «Об утверждении Концепции развития системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций   ХМАО   –   Югры    и    регионального    плана    мероприятий по ее реализации на 2021-2024 гг.»;

- приказом ДО и МП ХМАО – Югры от 25 марта 2022 года № 10-П-411 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных учреждениях ХМАО-Югры»;

- приказом Департамента образования Администрации города от 12.04.2022 № 12-03-209/2 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования».

1.3. Цель и задачи персонализированной программы наставничества 

Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста к работе в детском саду, раскрытие потенциала личности наставляемого, создание    условий    для    самореализации    и    закрепления в профессии молодого педагога в 2023-2025 учебном году.

Задачи:

- выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;

- оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности воспитателя;

- мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;

- оказывать методическую помощь в реализации различных   форм, методов и видов работы в профессиональной деятельности.

1.4. Принципы наставничества

Взаимодействие наставника и наставляемого осуществляется с учетом следующих принципов:

- принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов - предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;

- принцип легитимности - соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

- принцип обеспечения суверенных прав личности - предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

- принцип индивидуализации и персонализации - направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;

- принцип вариативности - предполагает возможность образовательных учреждений выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;

- принцип аксиологичности - подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

- принцип личной ответственности - предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности: наставника, наставляемого и других специалистов, привлекаемых к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

-  принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

1.5. Формы и методы работы

– информирование (инструктирование);

–  консультирование (очное, дистанционное);

– собеседование по запросу наставляемого;

– наблюдение   за   организацией   воспитательно-образовательного    процесса в группе;

– активные методы (анкетирование, тестирование, практические занятия, показ, взаимопосещение занятий, практикум, прослушивание и участие в очных и дистанционных вебинарах, семинарах, мастер-классы наставника и др).

1.6. Планируемые результаты

– успешная адаптация молодого специалиста к условиям дошкольной образовательной организации;

– повышение уровня включенности молодого специалиста в педагогическую деятельность и социально-культурную жизнь образовательной организации;

– укрепление уверенности   в собственных   силах   и   развитие   личностного и педагогического потенциала;

– достаточный уровень компетентности молодого специалиста в работе с детьми разного уровня возможностей, в применении     дифференцированного   подхода в работе;

– повышение уровня владения компетенциями в области инновационных практик;

– повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психологического состояния.

2. Дорожная карта по реализации персонализированной программы наставничества

№ п/п

Содержание работы

Формы

работы

Дата

проведения

Ожидаемые результаты

1

Подготовка документов для аттестации молодого специалиста на соответствие занимаемой должности

Рекомендации, консультация, практическая помощь наставника

сентябрь-октябрь

Правильное заполнение документации для оценки уровня квалификации педагогического профессионализма молодого педагога

2

Участие наставляемого в мероприятиях МБДОУ: методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства, педсоветах, семинарах, мастер – классах и др.

Мотивационные идеи, рекомендации, консультации наставника

В течение года в соответствии с планом мероприятий МБДОУ

Раскрытие творческого потенциала молодого специалиста; выявление, изучение, предъявление и распространение опыта

3

Разработка наставляемым виртуальных консультаций для родителей, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в рамках совместной деятельности взрослых и детей

консультация\ практические рекомендации

ноябрь-декабрь

Составление консультаций по направлению духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в рамках совместной деятельности взрослых и детей

4

Подготовка материала и выступление наставляемого на педагогическом совете «Технологии, методы и формы духовно-нравственного воспитания детей в совместной деятельности детей и взрослых»

консультация\ практические рекомендации

февраль-март

Наличие навыков публичного выступления

5

Анализ эффективности и выполнения персонализированной программы наставничества

анкетирование,

тестирование,

наблюдение

Выявление эффективности и выполнения персонализированной программы наставничества