Персонализированная программа наставничества на 2024-2025
Взаимодействие наставника и наставляемого осуществляется с учетом следующих принципов:
- принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов - предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
- принцип легитимности - соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
- принцип обеспечения суверенных прав личности - предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
- принцип индивидуализации и персонализации - направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
- принцип вариативности - предполагает возможность образовательных учреждений выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
- принцип аксиологичности - подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
- принцип личной ответственности - предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности: наставника, наставляемого и других специалистов, привлекаемых к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
- принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №4 «Умка» ________________ О.В. Торсунова Приказ от 11.09.2024 № ДС4-11-399/4 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 «Умка»
Персонализированная программа наставничества
на период с 01.09.2024 по 31.05.2025
наставник: Мугульшин Сандгалеевна Кульмухаметова, воспитатель
наставляемый: Никита Игоревна Богуславец, воспитатель
категория наставляемого: молодой педагог, только пришедший в профессию (третий год работы)
г. Сургут, 2024
1. Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом- воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога-наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации. Программа отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для устранения выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Персонализированная программа наставничества разработана педагогом-наставником Мугульшин Сандгалеевной Кульмухаметовой.
Форма наставничества – традиционная.
Тип наставничества – традиционное личное наставничество («один на один»).
Срок реализации программы: 1 год.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
Программа разработана на основе Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (Письмо Общероссийского Профсоюза образования № 657 от 21.12.2021 и Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-1128/08 от 21.12.2021), в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;
- распоряжением Министерства просвещения РФ от 16.12.2020 года № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
- письмом Общероссийского Профсоюза образования № НТ-944/08 и Минобрнауки РФ № 326 от 11.07.2016 «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов»;
- приказом ДО и МП ХМАО – Югры от 9.02.2021 № 164 «Об утверждении Концепции развития системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций ХМАО – Югры и регионального плана мероприятий по ее реализации на 2021-2024 гг.»;
- приказом ДО и МП ХМАО – Югры от 25 марта 2022 года № 10-П-411 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных учреждениях ХМАО-Югры»;
- приказом Департамента образования Администрации города от 12.04.2022 № 12-03-209/2 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования».
1.3. Цель и задачи персонализированной программы наставничества
Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста к работе в детском саду, раскрытие потенциала личности наставляемого, создание условий для самореализации и закрепления в профессии молодого педагога в 2023-2025 учебном году.
Задачи:
- выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;
- оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности воспитателя;
- мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;
- оказывать методическую помощь в реализации различных форм, методов и видов работы в профессиональной деятельности.
1.4. Принципы наставничества
Взаимодействие наставника и наставляемого осуществляется с учетом следующих принципов:
- принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов - предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
- принцип легитимности - соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
- принцип обеспечения суверенных прав личности - предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
- принцип индивидуализации и персонализации - направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
- принцип вариативности - предполагает возможность образовательных учреждений выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
- принцип аксиологичности - подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
- принцип личной ответственности - предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности: наставника, наставляемого и других специалистов, привлекаемых к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
- принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.5. Формы и методы работы
– информирование (инструктирование);
– консультирование (очное, дистанционное);
– собеседование по запросу наставляемого;
– наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе;
– активные методы (анкетирование, тестирование, практические занятия, показ, взаимопосещение занятий, практикум, прослушивание и участие в очных и дистанционных вебинарах, семинарах, мастер-классы наставника и др).
1.6. Планируемые результаты
– успешная адаптация молодого специалиста к условиям дошкольной образовательной организации;
– повышение уровня включенности молодого специалиста в педагогическую деятельность и социально-культурную жизнь образовательной организации;
– укрепление уверенности в собственных силах и развитие личностного и педагогического потенциала;
– достаточный уровень компетентности молодого специалиста в работе с детьми разного уровня возможностей, в применении дифференцированного подхода в работе;
– повышение уровня владения компетенциями в области инновационных практик;
– повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психологического состояния.
2. Дорожная карта по реализации персонализированной программы наставничества
№ п/п | Содержание работы | Формы работы | Дата проведения | Ожидаемые результаты |
1 | Подготовка документов для аттестации молодого специалиста на соответствие занимаемой должности | Рекомендации, консультация, практическая помощь наставника | сентябрь-октябрь | Правильное заполнение документации для оценки уровня квалификации педагогического профессионализма молодого педагога |
2 | Участие наставляемого в мероприятиях МБДОУ: методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства, педсоветах, семинарах, мастер – классах и др. | Мотивационные идеи, рекомендации, консультации наставника | В течение года в соответствии с планом мероприятий МБДОУ | Раскрытие творческого потенциала молодого специалиста; выявление, изучение, предъявление и распространение опыта |
3 | Разработка наставляемым виртуальных консультаций для родителей, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в рамках совместной деятельности взрослых и детей | консультация\ практические рекомендации | ноябрь-декабрь | Составление консультаций по направлению духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в рамках совместной деятельности взрослых и детей |
4 | Подготовка материала и выступление наставляемого на педагогическом совете «Технологии, методы и формы духовно-нравственного воспитания детей в совместной деятельности детей и взрослых» | консультация\ практические рекомендации | февраль-март | Наличие навыков публичного выступления |
5 | Анализ эффективности и выполнения персонализированной программы наставничества | анкетирование, тестирование, наблюдение | Выявление эффективности и выполнения персонализированной программы наставничества |