Эссе на тему: Развитие экспрессивной речи детей посредством театрализованной деятельности
Грамотная, правильная речь – неотъемлемое качество современного, успешного человека. Работу над совершенствованием собственной речи мыслящий, любознательный человек ведет на протяжении всей своей жизни. Ведь родной язык, в данном случае, конечно же, русский - это неисчерпаемое богатство русского народа, ведь именно в слове «тысячелетиями накапливаются и вечно живут несметные сокровища человеческой мысли и опыт». (М. Шолохов). Развитие речи можно и нужно начинать с момента, когда ребенок начинает говорить, так как дети особенно восприимчивы к новым знаниям. На особое значение речи в развитии ребенка указывал Л. С. Выготский. Он говорил, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.
Взрослому следует создать такие условия, чтобы ребенок имел возможность как можно больше говорить дома, общаться в детском саду со сверстниками, в процессе совместной деятельности. На наш взгляд, театрализованная деятельность – отличная возможность сделать процесс по развитию речи интересным и увлекательным для ребенка.
Появление и игра сказочного персонажа, инсценировка, игра-драматизация, разные виды театра (кукольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, перчаточный, теневой) помогают педагогу в достижении цели. Ни один ребенок не останется равнодушным и захочет заговорить, проигрывая полученную интересную для него, понятную, посильную роль. В результате участия ребенка в театральных постановках у него обогащается словарный запас, совершенствуется звуковая сторона речи, улучшается связность речи и ее выразительность. Также в процессе театрализованной деятельности происходит приобщение к художественной литературе и фольклору.
Какой же материал взять за основу для проведения театрализованных постановок?
Сказки: народные и авторские – неиссякаемый материал для развития словаря, грамматического строя, связной речи детей. Огромное значение народным сказкам придавал К. Д. Ушинский. Он говорил, что они способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании.
В нашей подготовительной группе существует театр под названием «Волшебный сундучок». В качестве основы для постановок мы используем сказки: те, с которыми знакомимся по программе (русские народные сказки «Снегурочка», «Лиса и козел» и др., былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник, сказка Д. Родари «Как осел петь перестал», сказки Г. Х. Андерсена, сказки собственного сочинения). Также дети охотно разыгрывают истории на материале рассказов из личной жизни.
Юные актеры с увлечением и энтузиазмом участвуют в театрализованной деятельности: говорят от лица кукол, отвечают на их вопросы, выполняют их просьбы, перевоплощаются в того или иного персонажа. При этом они используют различные виды театра, иногда в результате собственного выбора, иногда по совету Волшебного сундучка. Так, для разыгрывания сказок Г. Х. Андерсена был задействован настольный театр кукол, для сказки Лиса и козел» дети выбрали игру-драматизацию, а рассказы собственного сочинения состоялись при помощи кукол бибабо.
Участие детей в деятельности театра «Волшебный сундучок» способствует не только развитию их речи, но и развивает фантазию, творческие способности, помогает справиться со стеснительностью.