Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: Путешествие в страну Грамотной речи.
Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.
Задачи:
- совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;
- формировать умения обобщать;
- закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики;
- развивать диалогическую связную речь, образное представление;
- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное;
- художественное творчество — лепка;
- физическое развитие.
Словарная работа: фантазия, повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Грамотной речи»
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Протяните руки вперёд и соедините их в центре круга. Постойте тихо, попытайтесь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Грамотной речи. Готовы?
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.(Звучит сказочная музыка)
II Основная часть
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и в сказочной стране. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем. Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте друзья! Я, принцесса сказочной страны Грамотной речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Грамотной речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех.
Воспитатель: Дети, поможем принцессе расколдовать жителей сказочной страны? (ответ детей)
Сначала отгадайте загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались…… это (солнце)
(на доске висит солнышко без лучиков)
— А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
— На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
— Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
— Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков)
— Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики.
А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
— Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.
Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Игра «Назови ласково»
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково
· помидор – помидорчик;
· перец – перчик;
· огурец – огурчик;
· капуста – капусточка;
· картошка – картошечка;
· редис – редиска (редисочка);
· чеснок – чесночок;
· лук – лучок;
· репа – репка (репочка);
· патиссон – патиссончик;
· морковь – морковка (морковочка);
· тыква – тыквочка (тыковка).
Воспитатель: Молодцы! вы справились с заданием! А вот и наш первый лучик. Миша, возьми лучик и прикрепи его к нашему солнышку.
Игра «Скажи наоборот»
— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:
Воспитатель: скажу я слово «высоко», а ты ответишь… Дети: Низко.
Воспитатель: скажу я слово «далеко», а ты ответишь…Дети: Близко.
Воспитатель :Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…Дети: Свет.
Воспитатель: теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…Дети: Нет.
Воспитатель : скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…Дети: День.
Воспитатель :Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…Дети: Лень.
Воспитатель :Скажу я слово Вам «слабак», ответите…Дети: Силач.
Воспитатель :Теперь скажу я слово «смех», ответите мне…Дети: Плач.
Воспитатель: скажу я слово «говорить», ответишь ты…Дети: Молчать.
Воспитатель :Теперь скажу слово сорить», ответишь…Дети: Убирать.
Воспитатель :Скажу такое слово: «грязь», ответишь…Дети: Чистота.
Воспитатель: скажу сурово слово злость», ответишь.Дети: Доброта.
Воспитатель :Скажу слово «хороший» Вам, ответите…Дети: Плохой.
Воспитатель: теперь скажу слово «старик» ответишь…Дети: Молодой.
Воспитатель: скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.Дети: Глупец.
Воспитатель: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…Дети: Конец!
Воспитатель: Молодцы! Аня, возьми лучик и прикрепи его к нашему солнышку.
Игра «Назови признаки»
В стране Грамотной речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
- матрешка из дерева, значит она деревянная;
- дом из кирпича – кирпичный;
- ваза из стекла – стеклянная;
- ложка из железа – железная;
- самолётик из бумаги – бумажный;
- сумка из кожи – кожаная.
Воспитатель : Арина, возьми лучик и прикрепи его к солнышку.
4 задание
А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». Но какой звук вы отгадаете в загадке.
Это кто жужжит сердито,
Жу-жу-жу да жу-жу-жу,
И летит к цветку с нектаром,
Всех, пугая на ходу! (жук)
Итак, где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, еж.
Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)
5 задание
Злой волшебник перепутал все сказки, и теперь сказочные герои не могут разобраться кто из какой сказки. Нужно помочь им. Дети выкладывают картинки в хронологическом порядке.
6 задание
«Зачеркни лишнее» (классификация) Суть задания заключается в том, чтобы распределить все картинки на группы и каждой группе дать обобщенные названия.
7 Задание
«Сколько слогов в слове?»
Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей.
Все дети называют предмет при этом хлопками разделяют слово на слоги.
Физкультминутка
В стране Грамотной речи любят играть, как и мы с вами. Ребята, поиграем?
Солнце рано встаёт ( руки поднять вверх)
И лучи нам подаёт ( руки вытянуть вперёд).
Крепко держим мы лучи ( ладошки прижать друг к другу)
Очень, очень горяч ( трём ладошку о ладошку).
Лучики горячие
Скачут по лужайке ( кисти рук опускать и поднимать).
Попытаемся поймать
Мы их на полянке ( хлопки в ладоши).
Воспитатель :Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. Какое теперь солнышко? (ответы детей.)
А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре. Вот мы и вернулись в детский сад!
III Заключительная часть
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.