СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ
Опубликовано 14.11.2024 - 10:26 - Волостнова Ольга Львовна
Советы логопеда
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
- При общении с ребенком следите за своей речью. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните.
- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»
- Помните, обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от Вас, вашего терпения, доброжелательности.
Рекомендации
- Испытывайте уважение к ребенку как к личности, сохраняйте доброжелательную атмосферу в семье.
- Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.
- Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
- Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.
- Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ЗАБОТЛИВЫМ
РОДИТЕЛЯМ
Рекомендации
учителя –логопеда
Необходимо обратить особое внимание на:
Состояние звукопроизношения
- Ребенок школьного возраста должен четко и правильно произносить все звуки. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Состояние фонематических процессов
- Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков.
Состояние грамматического строя.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)
Состояние слоговой структуры слова
- Ученик первого класса умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...
Состояние словарного запаса
- Следует обратить внимание на такие разделы, как: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака; лошадь, конь, и т. д.), слова - действия, слова - признаки.
Состояние связной речи
- Основные акценты должны быть расставлены на умении школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок
На что ещё обратить внимание:
- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
- Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях)
- Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
- Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
- Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
- Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).