Главные вкладки
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ)
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из направлений развития и образования детей выделяет речевое развитие, понимая под этим владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Владение связной речью является необходимым условием, во-первых, полноценного общения с окружающими: помогает ребенку стать контактным, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах, способствует становлению черт характера. Во-вторых, полноценное владение родной речью – это «необходимое условие для дальнейшего развития и образования, так как оно дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания». И поэтому одной из актуальных и отвечающих современным требованиям становится проблема узучения особенностей становления связной речи, поиск эффективных способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Традиционные методики развития связной речи предполагают использование таких приемов, как мотивационная установка, образец рассказа, совместное рассказывание, анализ образца рассказа, план рассказа, рассказ по частям, наглядное моделирование рассказов и т.д. Однако при использовании данных приемов развития связной речи предполагается ведущая роль взрослого.
Отдавая должное традиционным методам и приемам развития речи, я обратила внимание на методику развития речемыслительной деятельности в ТРИЗ-технологии, где на первое место выходит продуктивная деятельность детей – самостоятельный и активный поиск с правом выбора, который предоставляет взрослый. Целью моего исследования стало изучение методических аспектов обучения детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по сюжетным картинам с использованием методов ТРИЗ-технологии. Изучила методическую литературу Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников»; Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко «Технологии развития связной речи дошкольников»; Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ)». Основополагающим моментом в технологии ТРИЗ по развитию связной речи дошкольников является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления посредством системы игровых упражнений.
Освоение обобщенных способов составления рассказов по картине включает 9 этапов. Для работы с детьми я разработала презентацию по всем этим этапам. Она используется как алгоритм действий в работе над картиной. Я подобрала картинки (эмблема) для каждого этапа. Когда ребенок видит эмблему, то он уже знает, какие нужно совершить мыслительные действия.
Важно понимать: при составлении рассказа по картине ребенок должен сначала мысленно назвать объекты; увидеть связи между ними; представить возможные ощущения; найти местоположение объекта на картине; подумать о том, что было и что будет с конкретными объектами; сделать сравнение по выбранному признаку. Чтобы рассказ получился интересным, найти рифмовку или составить рассказ от имени какого-либо объекта на картине и осознать житейскую мудрость, подходящую к ситуации. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.
Составленные детьми творческие рассказы по картинам (Технология ТРИЗ) «Вот так покатался!» и И.И. Левитана «Золотая осень» я опубликовала на сайте «Солнечный свет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_tanya.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание организованной деятельности детей
Этап 1. « Определение состава картины ». Игра «Смотрю на картину, и называю объекты».
А сейчас играем в игру
Этап 2. « Установление взаимосвязей между объектами на картине ». Игра «Один объект связан с другим». Смотрим и находим два объекта на картине, которые связаны между собой. Почему, ты, так решил?
Этап 3. « Составление метафор по картине » Игра «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»
Этап 4. « Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств » Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине. Речевая зарисовка ощущений. Игра «Что я слышу»
Игра «Когда я трогаю руками»
Игра «Здесь пахнет»
Этап 5. « Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины ». Игра « Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку »
Этап 6. « Определение местонахождения объектов на картине » Игра ДА - НЕТ Двухмерное пространство
Трехмерное пространство Игра «Я превращаюсь в объект на картине». Ребенок составляет рассказ – описание своего местонахождения относительно других объектов.
Этап 7. « Составление рассказов от лица разных объектов » Игра «Я превращаюсь в объект на картине»
Этап 8. « Преобразование объектов во времени» Игра « Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»
Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Дети учатся озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Ребенок выбирает пословицу, которая может быть названием картины
Итоговая беседа « Составление детьми творческих рассказов по картине»