Когда родителям начинать беспокоиться? Признаки задержки речевого развития

Волостнова Ольга Львовна

Когда  родителям начинать беспокоиться?
 Признаки задержки речевого развития

Симптомы, на более ранних сроках , которые должны насторожить родителей:

1.Слабый недифференцированный крик ребенка (сложно определить, с чем связан плач – с голодом, болью и т.д):

2.Слабое гуление или его отсутствие;

3.Гуление искаженное, больше напоминает визг или крик;

4.Лепетание бедно звуками, однообразное, редкое или его отсутствие.

Что нужно делать, если заметили такие симптомы?

  • Обратиться к педиатру, детскому неврологу
  • Обратиться к ЛОР-врачу ( если гуление угасает и нет реакции на звуковые раздражители)

Признаки грубой задержки речевого развития:

  • Ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама;
  • Ребенку уже 8-9 месяцев, а нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п сочетаний);
  • Малыш в 12 месяцев мало лепечет (тихий ребенок);
  • В 1.5 года ребенок не говорит простых слов, например «мама» или «дай», или не знает своего имени или названий окружающих предметов : не способен выполнить простейшие просьбы типа «дай», «возьми», «принеси» и другие;
  • У ребенка есть трудности с сосанием или жеванием, например, если полуторагодовалый ребенок не умеет жевать и давится кусочком яблока;
  • В 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять за взрослым новые слова;
  • В 2,5 года активный словарный запас  менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела
  • У малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
  • В 3 года ребенок говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Если в 3 года малыш зеркально повторяет лишь то, что говорят при нем взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту!

При  подозрении на задержку речи у ребенка родителям следует спросить себя:

  1. Сколько лиц принимает участие в воспитании ребенка?
  2. Присутствуют ли в воспитании бабушки и дедушки?
  3. Общается ли ребенок с другими детьми до 3-5-летнего возраста?
  4. Насколько часто желания ребенка предвосхищаются?
  5. Когда малыш показывает на что-либо ручкой, он сразу получает желаемое или в начале его спрашивают, действительно ли он хочет игрушку(куклу, погремушку и др)?

Причины и факторы риска нарушений речевого развития:

  • Несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки
  • Недостаточность сенсомоторной сферы (патология со стороны слуха и / или артикуляционного аппарата).
  • Неврологические нарушения

Рекомендации:

По возможности ограничьте просмотр телевизора, мультиков на телефоне, планшете и т.п;

Во время игры с малышом посвятите все свое внимание. Пусть в доме при этом будет тихо;

Читайте ребенку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки.

Избегайте искаженных слов. Говорите правильно. В первое время можно использовать звукоподражания;

При разговоре с ребенком постарайтесь сделать так, чтобы ваше лицо во время общения было на одном уровне с его лицом, тогда он будет видеть , как вы говорите:

Называйте предметы, изображенные на рисунках, и просите ребенка показать их, особенно при чтении сказок;

Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали

Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова.

Повторяйте знакомые слова и добавляйте несколько простых слов к словарю вашего ребенка каждый день

Давайте ребенку задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните, чего вы хотите достичь своими инструкциями: «Принеси мяч», «подними мяч» и др.

Ограничить или убрать просмотр гаджетов.

При раннем начале комплексной коррекционной работы возможно полностью устранить проблемы с речевым недоразвитием( при сохранном интеллекте) еще до поступления ребенка в школу