Подготовка рук к письму для родителей воспитанников подготовительной к школе группы

Подготовка рук к письму
для родителей воспитанников подготовительной к школе группы
Подготовка руки к письму очень актуальна и важна. По предварительному наблюдению, только у 70% детей развитие моторики соответствует возрасту.
При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой – учебной деятельностью. Психологи отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского языка.
В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной. Поэтому мы должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Что же такое письмо? И, почему так много внимания уделяется этому вопросу?
Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела, и в полном объёме он недоступен дошкольнику. Подготовка у письма – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению.
Характеристика письма старшего дошкольного возраста связана с возрастными особенностями.
Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9 – 11 годам, а запястья к 10 – 12 годам. Поэтому у ребёнка быстро утомляется рука, он не может в школе писать очень быстро и чрезмерно длительно.
Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребёнка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений.
Что же способствует развитию рук и ручной умелости?
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
- Занятия с пластилином.
- Шнуровки. Застёжки.
- Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
- Игры с мозаикой. Пазлы.
- Вырезание ножницами.
- Рисование различными материалами – ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью.
- Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
- Графические упражнения. Штриховка.
- Раскрашивание картинок в книжках – раскрасках.
Представляем вашему вниманию игры и упражнения, которые мы используем в своей работе и, которые можно использовать с вашими детьми дома.
Упражнение «Катание шарика»
Это упражнение позволяет подготовить пальцы к правильному захвату карандаша. Упражнение проводится с шариком (горошиной, бусинкой). Диаметр шарика должен быть равен 6 – 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется:
«Маленькие пальчики любят поиграть,
Круглую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют:
Катись, катись, горошина! Катись, катись, горошина!
Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладем свои горошины. Не будем их катать»
Упражнение «Карандаш – массажер»
С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие детей, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Использование массажного шарика и эластичного кольца СУ-ДЖОК
Приемы Су – Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе, в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, для тактильной стимуляции и для развития мелкой моторики пальцев рук, речи.
Показ видео с детьми упражнения «Ежик» с массажным шариком Су – Джок
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
Детям предлагается: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, раскладывать на полоске бумаги разной ширины, выкладывать буквы, силуэты различных предметов.
Все эти действия помогут ребёнку не только развить мышечную силу, но и усидчивость, внимание, фантазию.
Использование мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Работа с ножницами
Умение работать ножницами требует от ребёнка серьёзных усилий, координированности движений и играет особую роль в развитии ручной умелости.
Необходимо побуждать детей резать не только по прямым линиям, но и предметы разной формы. Полезно будет дать ребёнку старые открытки, журналы.
Раскрашивание
Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает раскрашивание. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.
Раскрашивание способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
Графические упражнения, штриховка
Это одно из важнейших упражнений, определяющихся не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Правила штриховки:
- штриховать только в заданном направлении;
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи.
Необходимо уделять особое внимание позе ребёнка при письме так, как графические упражнения требуют больших усилий и внимания. Очень важно, чтобы задания приносили радость, но никак не скуку и переутомление.
Прописи для двух рук
Основная идея – КООРДИНАЦИЯ: ведущей руки и ведомой; зрительного и пространственного восприятия.
Именно при обводке симметричных изображений одновременно двумя руками происходят удивительные вещи: глаза и руки не напрягаются, а, наоборот, расслабляются и, одновременно с этим, гармонизируется работа головного мозга.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Терпения и успехов Вам и вашему ребёнку в трудном деле подготовки к обучению письму!
Р ефлексия «Пятерочка»
Родителям предлагается высказать свое мнение.
Большой – Что понравилось?
Указательный – Что узнали нового?
Средний – Над чем задумались?
Безымянный – Что будете применять со своим ребенком?
Мизинец – Что еще хотелось бы узнать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка рук к письму
для родителей воспитанников подготовительной к школе группы
Подготовка руки к письму очень актуальна и важна. По предварительному наблюдению, только у 70% детей развитие моторики соответствует возрасту.
При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой – учебной деятельностью. Психологи отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского языка.
В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной. Поэтому мы должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Что же такое письмо? И, почему так много внимания уделяется этому вопросу?
Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела, и в полном объёме он недоступен дошкольнику. Подготовка у письма – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению.
Характеристика письма старшего дошкольного возраста связана с возрастными особенностями.
Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9 – 11 годам, а запястья к 10 – 12 годам. Поэтому у ребёнка быстро утомляется рука, он не может в школе писать очень быстро и чрезмерно длительно.
Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребёнка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений.
Что же способствует развитию рук и ручной умелости?
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
- Занятия с пластилином.
- Шнуровки. Застёжки.
- Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
- Игры с мозаикой. Пазлы.
- Вырезание ножницами.
- Рисование различными материалами – ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью.
- Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
- Графические упражнения. Штриховка.
- Раскрашивание картинок в книжках – раскрасках.
Представляем вашему вниманию игры и упражнения, которые мы используем в своей работе и, которые можно использовать с вашими детьми дома.
Упражнение «Катание шарика»
Это упражнение позволяет подготовить пальцы к правильному захвату карандаша. Упражнение проводится с шариком (горошиной, бусинкой). Диаметр шарика должен быть равен 6 – 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется:
«Маленькие пальчики любят поиграть,
Круглую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют:
Катись, катись, горошина! Катись, катись, горошина!
Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладем свои горошины. Не будем их катать»
Упражнение «Карандаш – массажер»
С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие детей, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Использование массажного шарика и эластичного кольца СУ-ДЖОК
Приемы Су – Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе, в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, для тактильной стимуляции и для развития мелкой моторики пальцев рук, речи.
Показ видео с детьми упражнения «Ежик» с массажным шариком Су – Джок
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
Детям предлагается: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, раскладывать на полоске бумаги разной ширины, выкладывать буквы, силуэты различных предметов.
Все эти действия помогут ребёнку не только развить мышечную силу, но и усидчивость, внимание, фантазию.
Использование мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Работа с ножницами
Умение работать ножницами требует от ребёнка серьёзных усилий, координированности движений и играет особую роль в развитии ручной умелости.
Необходимо побуждать детей резать не только по прямым линиям, но и предметы разной формы. Полезно будет дать ребёнку старые открытки, журналы.
Раскрашивание
Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает раскрашивание. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.
Раскрашивание способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
Графические упражнения, штриховка
Это одно из важнейших упражнений, определяющихся не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Правила штриховки:
- штриховать только в заданном направлении;
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи.
Необходимо уделять особое внимание позе ребёнка при письме так, как графические упражнения требуют больших усилий и внимания. Очень важно, чтобы задания приносили радость, но никак не скуку и переутомление.
Прописи для двух рук
Основная идея – КООРДИНАЦИЯ: ведущей руки и ведомой; зрительного и пространственного восприятия.
Именно при обводке симметричных изображений одновременно двумя руками происходят удивительные вещи: глаза и руки не напрягаются, а, наоборот, расслабляются и, одновременно с этим, гармонизируется работа головного мозга.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Терпения и успехов Вам и вашему ребёнку в трудном деле подготовки к обучению письму!
Р ефлексия «Пятерочка»
Родителям предлагается высказать свое мнение.
Большой – Что понравилось?
Указательный – Что узнали нового?
Средний – Над чем задумались?
Безымянный – Что будете применять со своим ребенком?
Мизинец – Что еще хотелось бы узнать?