Роль графомоторики в развитии детей дошкольного возраста

Светлана Сергеевна Щенникова

Добрый день! Добрый день! Дошкольное образование ориентируется на требования, предъявляемые к ребенку при поступлении в школу. Современные программы уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками, поэтому выпускник детского сада должен обладать не только достаточно высоким уровнем развития психических и познавательных процессов, но и хорошо развитой моторикой руки. Эти требования обуславливают актуальность работы по развитию графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки и их соединения (владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д.). Графические навыки письма тесно связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи.

В настоящее время все больше детей испытывает трудности в овладении графическими умениями и навыками. Незрелость моторных функций проявляется в скованности и неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечеткие, недостаточно координированы, что особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций: застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок, завязывании бантов, в продуктивных видах деятельности.

В задачи графомоторики входит:

  1. правильное удержание ручки и карандаша;
  2. точность в обведении линий; ритмичность движений;
  3.  правильный нажим ручки при письме;
  4. зрительное восприятие заданного материала;
  5. внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
  6. двигательные навыки.

Компоненты графо-моторного навыка:

  1. зрительное внимание,
  2. зрительная память,
  3. зрительно-пространственные отношения,
  4. функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
  5. зрительно-моторные,
  6. слухо-моторные координации,
  7. координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
  8. мелкая моторика.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1 Мелкая мускулатура пальцев

  1. - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
  2. - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
  3. -  дорисовывание рисунков с недостающими деталями

2 Зрительный анализ и синтез

(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);

  1. - Упражнения на определение правых и левых частей тела;
  2. упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
  3. - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
  4. Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3 Рисование

  1. - Занятия по штриховке по контуру, обводка.
  2. - Срисовывание геометрических фигур.
  3. Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной

картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4 Графическая символика

 

  1. - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

Для привлечения интереса к деятельности по развитию графических навыков, можно предложить детям нестандартные задания:

-задания в клеточках с использованием привлекательных стишков (Чтобы не прокрался вор, вокруг сада строй забор);

-затейливые половинки (используются шаблоны-половинки предметов и карточки с разными линиями. Ребенок обводит шаблон, дорисовывает предмет и дополняет рисунок разными линиями);

-пластилиновое рисование (обвести контур рисунка пластилиновыми колбасками-веревочками или сделать узор на отдельном листе картона, глядя на образец);

-рисование на песке, гречке;

-картины из цветного песка.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по данной проблеме способствует укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, развитию познавательных процессов, графических навыков, совершенствованию пространственных представлений, подготовке к овладению письмом в школе, совершенствованию активной речи, словарного запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotrrika.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день! Добрый день! Дошкольное образование ориентируется на требования, предъявляемые к ребенку при поступлении в школу. Современные программы уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками, поэтому выпускник детского сада должен обладать не только достаточно высоким уровнем развития психических и познавательных процессов, но и хорошо развитой моторикой руки. Эти требования обуславливают актуальность работы по развитию графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки и их соединения (владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д.). Графические навыки письма тесно связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи.

В настоящее время все больше детей испытывает трудности в овладении графическими умениями и навыками. Незрелость моторных функций проявляется в скованности и неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечеткие, недостаточно координированы, что особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций: застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок, завязывании бантов, в продуктивных видах деятельности.

В задачи графомоторики входит:

  1. правильное удержание ручки и карандаша;
  2. точность в обведении линий; ритмичность движений;
  3.  правильный нажим ручки при письме;
  1. зрительное восприятие заданного материала;
  1. внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
  2. двигательные навыки.

Компоненты графо-моторного навыка:

  1. зрительное внимание,
  2. зрительная память,
  3. зрительно-пространственные отношения,
  1. функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
  1. зрительно-моторные,
  2. слухо-моторные координации,
  3. координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
  4. мелкая моторика.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1 Мелкая мускулатура пальцев

  1. - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
  2. - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
  3. - дорисовывание рисунков с недостающими деталями

2 Зрительный анализ и синтез

(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);

  1. - Упражнения на определение правых и левых частей тела;
  2. упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
  3. - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
  1. Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3 Рисование

  1. - Занятия по штриховке по контуру, обводка.
  2. - Срисовывание геометрических фигур.
  3. Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной

картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4 Графическая символика

  1. - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

Для привлечения интереса к деятельности по развитию графических навыков, можно предложить детям нестандартные задания:

-задания в клеточках с использованием привлекательных стишков (Чтобы не прокрался вор, вокруг сада строй забор);

-затейливые половинки (используются шаблоны-половинки предметов и карточки с разными линиями. Ребенок обводит шаблон, дорисовывает предмет и дополняет рисунок разными линиями);

-пластилиновое рисование (обвести контур рисунка пластилиновыми колбасками-веревочками или сделать узор на отдельном листе картона, глядя на образец);

-рисование на песке, гречке;

-картины из цветного песка.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по данной проблеме способствует укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, развитию познавательных процессов, графических навыков, совершенствованию пространственных представлений, подготовке к овладению письмом в школе, совершенствованию активной речи, словарного запаса.