Роль графомоторики в развитии детей дошкольного возраста

Добрый день! Добрый день! Дошкольное образование ориентируется на требования, предъявляемые к ребенку при поступлении в школу. Современные программы уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками, поэтому выпускник детского сада должен обладать не только достаточно высоким уровнем развития психических и познавательных процессов, но и хорошо развитой моторикой руки. Эти требования обуславливают актуальность работы по развитию графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки и их соединения (владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д.). Графические навыки письма тесно связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи.
В настоящее время все больше детей испытывает трудности в овладении графическими умениями и навыками. Незрелость моторных функций проявляется в скованности и неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечеткие, недостаточно координированы, что особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций: застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок, завязывании бантов, в продуктивных видах деятельности.
В задачи графомоторики входит:
- правильное удержание ручки и карандаша;
- точность в обведении линий; ритмичность движений;
- правильный нажим ручки при письме;
- зрительное восприятие заданного материала;
- внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- двигательные навыки.
Компоненты графо-моторного навыка:
- зрительное внимание,
- зрительная память,
- зрительно-пространственные отношения,
- функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
- зрительно-моторные,
- слухо-моторные координации,
- координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
- мелкая моторика.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
- - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
- - дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- - Упражнения на определение правых и левых частей тела;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3 Рисование
- - Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- - Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
- - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)
Для привлечения интереса к деятельности по развитию графических навыков, можно предложить детям нестандартные задания:
-задания в клеточках с использованием привлекательных стишков (Чтобы не прокрался вор, вокруг сада строй забор);
-затейливые половинки (используются шаблоны-половинки предметов и карточки с разными линиями. Ребенок обводит шаблон, дорисовывает предмет и дополняет рисунок разными линиями);
-пластилиновое рисование (обвести контур рисунка пластилиновыми колбасками-веревочками или сделать узор на отдельном листе картона, глядя на образец);
-рисование на песке, гречке;
-картины из цветного песка.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по данной проблеме способствует укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, развитию познавательных процессов, графических навыков, совершенствованию пространственных представлений, подготовке к овладению письмом в школе, совершенствованию активной речи, словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день! Добрый день! Дошкольное образование ориентируется на требования, предъявляемые к ребенку при поступлении в школу. Современные программы уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками, поэтому выпускник детского сада должен обладать не только достаточно высоким уровнем развития психических и познавательных процессов, но и хорошо развитой моторикой руки. Эти требования обуславливают актуальность работы по развитию графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки и их соединения (владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д.). Графические навыки письма тесно связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи.
В настоящее время все больше детей испытывает трудности в овладении графическими умениями и навыками. Незрелость моторных функций проявляется в скованности и неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечеткие, недостаточно координированы, что особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций: застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок, завязывании бантов, в продуктивных видах деятельности.
В задачи графомоторики входит:
- правильное удержание ручки и карандаша;
- точность в обведении линий; ритмичность движений;
- правильный нажим ручки при письме;
- зрительное восприятие заданного материала;
- внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- двигательные навыки.
Компоненты графо-моторного навыка:
- зрительное внимание,
- зрительная память,
- зрительно-пространственные отношения,
- функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
- зрительно-моторные,
- слухо-моторные координации,
- координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
- мелкая моторика.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
- - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
- - дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- - Упражнения на определение правых и левых частей тела;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3 Рисование
- - Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- - Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
- - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)
Для привлечения интереса к деятельности по развитию графических навыков, можно предложить детям нестандартные задания:
-задания в клеточках с использованием привлекательных стишков (Чтобы не прокрался вор, вокруг сада строй забор);
-затейливые половинки (используются шаблоны-половинки предметов и карточки с разными линиями. Ребенок обводит шаблон, дорисовывает предмет и дополняет рисунок разными линиями);
-пластилиновое рисование (обвести контур рисунка пластилиновыми колбасками-веревочками или сделать узор на отдельном листе картона, глядя на образец);
-рисование на песке, гречке;
-картины из цветного песка.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по данной проблеме способствует укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, развитию познавательных процессов, графических навыков, совершенствованию пространственных представлений, подготовке к овладению письмом в школе, совершенствованию активной речи, словарного запаса.