Тканевый конструктор «Шифоновая радуга»

Тканевый конструктор «Шифоновая радуга»

Общая характеристика технологии Данную технологию «Textile-fun» (досуг с тканью) разработали кандидат психологических наук Елена Дмитриевна Файзуллаева и социальный педагог Татьяна Дмитриевна Фицнер.

Основная идея технологии заключается в регулированиипсихоэмоционального состояния ребенка и основана на использовании сенсорного материала (ткани). Открытость и безопасность делают конструктор доступным в работе с  детьми всех возрастов.

 

Цель технологии: применение опосредованных способов решения педагогических задач, регулирование психоэмоционального состояния ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми – детьми и взрослыми.

Задачи:

– установление «мягкого» контакта с ребенком посредством тканевого лоскута в обстоятельствах, при которых ребенок напряжен и закрыт для общения;

– включение ребенка в игровое взаимодействие;

– привлечение внимания ребенка и организация его внимания;

– организация пространства игрового взаимодействия;

– переключение ребенка с одного вида деятельности на другой;

– управление состоянием ребенка.

 

Выделяются несколько сфер (аспектов) жизнедеятельности ребенка, в которых используются тканевые материалы в качестве средств решения образовательных задач.

Сенсорный и терапевтический аспект. При использовании тканевых материалов ребенок приобретает сенсорный опыт. Для этого вводится в обиход большое количество разнообразных тканевых лоскутов (гладких, шершавых, натуральных, синтетических и т.п.). Ребенок получает своеобразный опыт переживаний, накапливает сенсорные впечатления. Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания».

Коммуникативный аспект. В совместной деятельности со взрослым при «рисовании тканью» у ребенка появляется ситуация делового общения. В соединении с музыкальным сопровождением взаимодействие с полотном, управляемым совместно с другими детьми и взрослыми, дает ребенку расширенный опыт эмоциональных переживаний, сотрудничества, согласования своих действий с действиями других, соблюдения общего темпа и т.д.

Игровой и творческий аспекты. Тканевые материалы можно использовать для создания игровой ситуации и персонажей. Ткань является хорошим средством для передачи образов. В ситуации взаимодействия педагог оживляет условно выполненный персонаж, образ предмета. Оживляя персонажей, взрослый использует голос, движения рук, помогает мимикой передать происходящее. Кроме того, сюжет и персонажей можно быстро трансформировать, при этом ребенок становится соучастником творческой деятельности педагога. В процессе создания персонажей ребенок обучается приемам складывания, скручивания, связывания лоскутов. Это становится базой для создания картин из ткани.

 

Развивающие качества конструктора «Шифоновая радуга»

– прозрачность ткани, ее «воздушность» и небольшая плотность позволяют ребенку и педагогу комфортно чувствовать себя под полотном и ощущать цвет «изнутри»;

– пластичность и податливость полотен позволяет моделировать разные формы и композиции;

– легкость ткани дает возможность создавать «хореографию» цвета и вариативность игровых и сюжетных линий;

– открытость и безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста;

– мобильность и полифункциональность позволяют использовать его в разных направлениях развития детей: досуговое, образовательно-развивающее, коррекционное.

 

Материалы, оборудование:

– полотно-основа, молочного цвета плотная ткань (размером 30х40см для детей от 1 года до 2 лет и 50х70см для детей от 2 лет);

– наборы лоскутов шифоновой ткани из 4-8 цветов разных размеров (лоскуты размером 20х20см, 40х40см и 60х60см; лоскуты размером 30х40см и 50х70см);

– несколько полотен для совместного рисования больших картин размером 300х300см (250х250см).

Эти материалы удобны для хранения, хорошо стираются, не требуют особых затрат. Хранятся в доступном для детей месте.

 

Планируемые результаты реализации образовательной технологии

  • Развитие «ручной умелости», т.е. будем делать разные манипуляции с тканью или предлагаем разные способы манипуляции с тканью, которыми ребенок должен овладеть (жгутики, узелки, сферы, волны, накладывание и т.д.).
  • Развитие воображения (в кусочке ткани увидеть образ).
  • Овладение конструированием, т.е. овладение умением создать или выложить ткань на холсте в виде разных форм.
  • Развитие чувства границ, чувства меры при создании картин.
  • Получение опыта совместной деятельности со взрослым, со сверстником и в группе.
  • Развитие восприятия цвета и осуществление исследования сочетаний цвета (осуществление ребенком проб, получение нового опыта, сенсорного впечатления).
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • Получение опыта создания продукта в совместной деятельности со взрослым, другими детьми; получение опыта сотрудничества.
  • Развитие социальных умений (использовать общие образовательные средства, соблюдение очередности, выполнение указаний взрослого, осуществление выбора).
  • Расширение представлений о свойствах объектов, предметов (листик дерева, снежинка, капелька, ручей, ветер и т.д.).
  • Развитие сенсорного опыта, получение представлений о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма).
  • Развитие ориентировки в пространстве.
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса.

 

Возможные затруднения при организации деятельности с детьми

При приглашении детей к совместному рисованию возможен отказ ребенка от данного вида деятельности. Или при «рисовании» возможет отход от намеченного изображения к другому варианту рисования.  Эти затруднения не критичными и существуют способы, чтобы справляться с ними:

– при отказе ребенка от деятельности, его не заставляем делать, а просто оставляем в поле зрения данного ребенка набор с полотнами, который может привлечь его позже. В этом случае присоединяемся к ребенку и не директивно переводим его стихийную деятельность в управляемую;

при отходе от намеченного образца, даем ребенку возможность действовать по его желанию. Продолжая выполнять действия, намеченные для освоения техники рисования, привлекаем внимание ребенка к этим действиям и предлагаем дополнять его картину этими деталями.