Слышу. Вижу. Ощущаю.
Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию.
Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).
Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.
Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.
Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?
Особенности ребенка-аудиала
Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.
В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.
Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.
Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.
Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:
- постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
- не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
- при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
- приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
- школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
- научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
- поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.
- Особенности ребенка-визуала
Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.
- Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.
Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.
Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.
Правила обучения и воспитания детей-визуалов:
- создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
- особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
- в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
- разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
- повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
- разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.
- Особенности ребенка-кинестетика:
Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.
- Малыш перед сном не станет слушать сказку, если мама при этом не будет гладить или обнимать его. Он сильно привязан к родителям, растет «ручным» ребенком и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.
Маленькие кинестетики отдают предпочтение подвижным играм, чтение же они зачастую считают скучным занятием.
Именно такие дети начинают писать раньше, чем читать, вот почему чтению их следует обучать через письмо.
Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:
для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
- приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
- обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
- не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
- чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.
- Как определить тип восприятия у ребенка?
Подросток может пройти тест «Аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцева, ответив на 48 несложных вопросов.
Чтобы узнать ведущий канал восприятия у маленького ребенка, обратите внимание на несколько важных моментов.
Употребляемые слова:
- Аудиал использует слова, связанные со слухом – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо»;
- Визуалы основной упор в речи делают на слова, связанные со зрением – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю»;
- Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую».
- Выражение любви к родным:
- Аудиал выражает эмоции словами, даже не смотря на родителей;
- Визуалу важно видеть мамино лицо, необходим контакт глаза в глаза;
- Кинестетикам необходим физический контакт – поцелуй, объятие, поглаживание.
- Направление взгляда:
- При общении ребенок-аудиал чаще всего смотрит прямо;
- Взгляд визуала направлен вверх;
- Кинестетики же смотрят преимущественно вниз, как будто под ноги.
- Стоит помнить, что чистого типа восприятия практически не бывает. К примеру, у визуалов часто хорошо развиты умения и способности кинестетиков. Благодаря такому совмещению дети лучше запоминают ту или иную информацию, используя подходящие органы чувств. Вот почему, даже определив ведущий канал восприятия, старайтесь развивать и остальные. Успешность обучения, умение общаться во многом зависят от того, насколько всесторонне развит ваш ребенок.