Для чего нужны дидактические игры в изобразительной деятельности
Роль дидактических игр в изобразительной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников.
К видам изобразительной деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Их основное назначение образное отражение действительности. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Н.К. Крупская писала: очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным способом выражать полученные им впечатления : движением, словом, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов.
Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаш и бумагу, всякий материал для построек и т.д, научить как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов, служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять
детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. В игре дети также передают свои впечатления о
жизненных ситуациях, дети заново переживают их, при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому. Это и объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что позволяет, установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно-
значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры или создает новые игры (дидактические, настольно- печатные).
Дидактические игры по изодеятельности позволяют детям в живой непосредственной форме:
1. Накапливать сенсорный опыт, уточнять представление и знание о свойствах предметов, развивать умение выделять сходство и различие между предметами.
2. Развивать глазомер, координацию движения рук и глаз, развитие мелкой моторики, а это очень важно, особенно для детей с нарушением зрения.
3. Совершенствовать восприятие, внимание, память.
Все это дает нам возможность говорить о том, что дидактические игры представляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества то она:
- увеличивает его привлекательность для детей
- способствует его развитию и совершенствованию ( более глубокие представления о свойствах предметах позволяют детям
передавать в процессе рисования, лепки изготовление аппликаций их характерные черты и детали, а так же совершенствует детское творчество), --- знания об общих свойствах сходных предметов позволяют обладать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности чем это предусмотрено программой.
Дидактическая игра по изодеятельности может проводиться непосредственно перед занятием изобразительным творчеством. Например: рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра « С какого дерева лист», играя дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски ( оттенки цветов, их
переходы из одного в другой).
Дидактическую игру « Составь красивый узор» целесообразно
организовать перед непрерывно - образовательной деятельностью, на которой дети занимаются созданием узоров по мотивам народно – прикладного искусства.
Также дидактическую игру можно использовать для закрепления уже имеющихся знаний. Так для того чтобы дети закрепили понятия « теплые» и «холодные» цвета можно провести дидактическую игру «Гора самоцветов» - изготовление коллективного панно. Педагог делает контур горы, а также солнца, травы, воды. Поверхность панно делят на спектры в соответствии с семью основными цветами. Детям предлагается завершить панно, заполняя
контуры различными материалами( бумагой, фольгой, кусочками ткани, путем их приклеивания). Работа рассчитана на долгий срок, так как панно заполняется бросовым материалом.
Дидактическая игра может стать содержанием изображения. Дети способны сами изготавливать дидактические игры: (чаще всего в рисунках и аппликациях) домино, лото.
Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрешки, гжельская посуда) природные объекты (вершки и корешки, радуга и др). Игры, создаваемые самыми детьми, как и любые дидактические игры, но еще в большей степени способствуют развитию когнитивных структур мозга, благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения в процессе создания игр, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства.
Игры могут быть включены практически в любую непрерывно-
образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами- это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию образного мышления воображения.
Из всего этого можно сделать вывод что: дидактические игры по изодеятельности имеют огромную педагогическую ценность. Они помогают закреплять у детей полученные на занятиях знания, а так же научить детей владеть этими знаниями.
Так например: в младших группах у детей очень мал чувственный опыт. Дидактические игры помогают развивать восприятие и различение цвета, величины, формы, развивают анализаторы, обеспечивающие
необходимую точность и тонкость дифференцировок.
Усвоив тот или иной признак предмета, например цвет, ребенок может использовать его на занятиях по изобразительной деятельности.
Например: дидактическая игра «Выложи орнамент», дети с удовольствием играют, учатся подбирать близкие и контрастные цвета, ориентироваться в пространстве, выделять углы, середину.
Можно использовать дидактическую игру как способ индивидуальной работы с нуждающимися в этом детьми. В интересной игровой форме перед ребенком ставится задача, с которой он испытывал затруднения. Так же игра помогает оценивать имеющиеся у детей знания. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Из опыта работы могу сказать, что дети увлеченные рисованием более жизнерадостны, у них лучше развивается речь, они более отзывчивы и в дальнейшем легче осваивают письмо.
Рекомендации воспитателям:
1.Изучать новую литературу, с ее помощью создавать новые, интересные дидактические игры по изобразительной деятельности, накапливать их в группе, иметь 2-3 разных игры, имеющих 1 цель.
2. Создавать уголки самостоятельной творческой деятельности. Эстетически их оформить, так чтобы у детей появилось желание заниматься в этих уголках.
3. С детьми старших групп проводить дидактические игры соревновательного характера на прогулке с природным материалом. Выкладывание панно на тему («Цветы»,
«Морское дно», и.т.д.) из камней, ракушек, веточек, листвы. Все это развивает детское творчество, фантазию, желание творить.
4. Проводить тематические родительские собрания, на которых рассказать какую работу нужно проводить с ребенком дома, иметь дома уголок творчества и необходимый материал ( альбомы, кисти, краски, пластилин, ножницы, книжки- раскраски).
Подготовила: педагог дополнительного образования Таракановская К.К.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_chego_nuzhny_did_igry.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр в изобразительной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников.
К видам изобразительной деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Их основное назначение образное отражение действительности. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Н.К. Крупская писала: очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным способом выражать полученные им впечатления : движением, словом, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов.
Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаш и бумагу, всякий материал для построек и т.д, научить как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов, служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять
детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. В игре дети также передают свои впечатления о
жизненных ситуациях, дети заново переживают их, при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому. Это и объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что позволяет, установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно-
значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры или создает новые игры (дидактические, настольно- печатные).
Дидактические игры по изодеятельности позволяют детям в живой непосредственной форме:
1. Накапливать сенсорный опыт, уточнять представление и знание о свойствах предметов, развивать умение выделять сходство и различие между предметами.
2. Развивать глазомер, координацию движения рук и глаз, развитие мелкой моторики, а это очень важно, особенно для детей с нарушением зрения.
3. Совершенствовать восприятие, внимание, память.
Все это дает нам возможность говорить о том, что дидактические игры представляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества то она:
- увеличивает его привлекательность для детей
- способствует его развитию и совершенствованию ( более глубокие представления о свойствах предметах позволяют детям
передавать в процессе рисования, лепки изготовление аппликаций их характерные черты и детали, а так же совершенствует детское творчество), --- знания об общих свойствах сходных предметов позволяют обладать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности чем это предусмотрено программой.
Дидактическая игра по изодеятельности может проводиться непосредственно перед занятием изобразительным творчеством. Например: рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра « С какого дерева лист», играя дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски ( оттенки цветов, их
переходы из одного в другой).
Дидактическую игру « Составь красивый узор» целесообразно
организовать перед непрерывно - образовательной деятельностью, на которой дети занимаются созданием узоров по мотивам народно – прикладного искусства.
Также дидактическую игру можно использовать для закрепления уже имеющихся знаний. Так для того чтобы дети закрепили понятия « теплые» и «холодные» цвета можно провести дидактическую игру «Гора самоцветов» - изготовление коллективного панно. Педагог делает контур горы, а также солнца, травы, воды. Поверхность панно делят на спектры в соответствии с семью основными цветами. Детям предлагается завершить панно, заполняя
контуры различными материалами( бумагой, фольгой, кусочками ткани, путем их приклеивания). Работа рассчитана на долгий срок, так как панно заполняется бросовым материалом.
Дидактическая игра может стать содержанием изображения. Дети способны сами изготавливать дидактические игры: (чаще всего в рисунках и аппликациях) домино, лото.
Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрешки, гжельская посуда) природные объекты (вершки и корешки, радуга и др). Игры, создаваемые самыми детьми, как и любые дидактические игры, но еще в большей степени способствуют развитию когнитивных структур мозга, благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения в процессе создания игр, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства.
Игры могут быть включены практически в любую непрерывно-
образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами- это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию образного мышления воображения.
Из всего этого можно сделать вывод что: дидактические игры по изодеятельности имеют огромную педагогическую ценность. Они помогают закреплять у детей полученные на занятиях знания, а так же научить детей владеть этими знаниями.
Так например: в младших группах у детей очень мал чувственный опыт. Дидактические игры помогают развивать восприятие и различение цвета, величины, формы, развивают анализаторы, обеспечивающие
необходимую точность и тонкость дифференцировок.
Усвоив тот или иной признак предмета, например цвет, ребенок может использовать его на занятиях по изобразительной деятельности.
Например: дидактическая игра «Выложи орнамент», дети с удовольствием играют, учатся подбирать близкие и контрастные цвета, ориентироваться в пространстве, выделять углы, середину.
Можно использовать дидактическую игру как способ индивидуальной работы с нуждающимися в этом детьми. В интересной игровой форме перед ребенком ставится задача, с которой он испытывал затруднения. Так же игра помогает оценивать имеющиеся у детей знания. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Из опыта работы могу сказать, что дети увлеченные рисованием более жизнерадостны, у них лучше развивается речь, они более отзывчивы и в дальнейшем легче осваивают письмо.
Рекомендации воспитателям:
1.Изучать новую литературу, с ее помощью создавать новые, интересные дидактические игры по изобразительной деятельности, накапливать их в группе, иметь 2-3 разных игры, имеющих 1 цель.
2. Создавать уголки самостоятельной творческой деятельности. Эстетически их оформить, так чтобы у детей появилось желание заниматься в этих уголках.
3. С детьми старших групп проводить дидактические игры соревновательного характера на прогулке с природным материалом. Выкладывание панно на тему («Цветы»,
«Морское дно», и.т.д.) из камней, ракушек, веточек, листвы. Все это развивает детское творчество, фантазию, желание творить.
4. Проводить тематические родительские собрания, на которых рассказать какую работу нужно проводить с ребенком дома, иметь дома уголок творчества и необходимый материал ( альбомы, кисти, краски, пластилин, ножницы, книжки- раскраски).
Подготовила: педагог дополнительного образования Таракановская К.К.