Семинар-практикум «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» Деловая игра «Педагогический ринг»
Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
- повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно –патриотического воспитания;
- обобщить знания педагогов о целях, задачах и средствах с помощью которых определяется нравственно – патриотическое воспитание дошкольников;
- развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
- способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Ход игры.
Уважаемые коллеги, предлагаем Вам принять участие в деловой игре «Педагогический ринг».
Сегодня мы будем уточнять Ваши знания по патриотическому воспитанию. Игра состоит из нескольких раундов. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать правильные ответы.
За каждый правильный ответ команда получает жетон. Победит тот, кто без ошибок пройдет все раунды, и наберёт большее число жетонов.
1 раунд. «Разминка».
(За 1 минуту нужно дать как можно больше правильных ответов.)
1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Древнее название России? (Русь).
3. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
5. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
6. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
7. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
8. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография).
9. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
10. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
11. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
12. Официальная эмблема государства? (Герб).
13. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
14. Качество человека, выраженное в принятии другого, в желании понять и услышать его. (Толерантность)
2 раунд. «Отгадай ребус».
Каждой команде даны конверты, в которых находятся по пять карточек с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Герб
Гимн
Россия
Честь
Родина
Москва
Война
Победа
Ордена
Память
3 раунд. «Доскажи пословицу».
С чего начинается Родина, со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Начало пословицы есть, вам нужно будет её закончить.
1.Нет в мире краше Родины нашей
2.Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
3.Если дружба велика, будет Родина крепка.
4.Семья сильна, когда над ней крыша одна.
5.В хорошей семье хорошие дети растут.
6. Родина – мать сумей за неё постоять
7.Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей
8.Родина – мать, а чужбина - мачеха
1.Человек без Родины, что соловей без песни.
2.В своем доме и стены помогают.
3.Народное братство дороже всякого богатства.
4.В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
5.В прилежном доме – густо а в ленивом доме пусто.
6.Будь не только сыном своего отца будь и сыном своего народа.
7.Тот герой, кто за Родину стоит горой
8.Береги землю родимую, как мать любимую
Игра: «Скажи иначе пословицу»
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.)
«Баба с возу –кобыле легче».
2. «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.)
«Глаза – зеркало души».
3. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)
«Язык до Киева доведёт».
4. «Разговорами риса не сваришь» (кит.)
«Соловья баснями не кормят».
4 раунд. «Чёрный ящик».
Внимание! Вопрос!
В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…..(Самовар).
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
С чего начинается Родина, с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры. Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
Мы предлагаем вам поиграть в народную подвижную игру: «Поясок»
«Поясок – элемент народного костюма»
Командам раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Творческое задание: нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина (продуктивная деятельность).
Рефлексия «Всё в наших руках»
Притча.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании патриотических чувств у дошкольников.
Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.
Ведь действительно всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»
А.С. Макаренко