Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход мастер – класса
1 часть мастер – класса
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе на тему «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Известно, что ознакомление, с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Учитывая, это и с целью формирования познавательной активности у дошкольников с детьми старшего дошкольного возраста я реализовала проект «Песок, камни, глина». В ходе работы по проекту проводили опыты и эксперименты, способствующие развитию наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, делать выводы:
- с песком и глиной «Посади дерево», «Водопропускаемость», «Волшебное сито» и др.
- с камнями «Подземная кладовая». «Какими бывают камешки». «Растворится или нет?» и др.
В экспериментальной деятельности использовали с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Считаю, что взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность. Составила картотеку игр – экспериментов.
Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации я давала от имени маленьких сказочных героев – Каркуши, Утенка, Зайчонка. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».
Результаты на заключительном этапе проекта:
Показатель высокого и среднего уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста вырос на 37, 3% и составил 95%. И соответственно повысился уровень овладения экспериментальной деятельностью с 33, 2% до 93%.
Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами. Для начала предлагаю разделиться на 5 команд.
Задание участникам групп:
Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудить в группах и выделить этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:
- постановка проблемы (задачи);
- поиск путей решения проблемы;
- проведение опытов;
- фиксация наблюдений;
- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.
Ответы участников
Ведущий: Решение задач опыта или эксперимента может, осуществляется в двух вариантах:
- Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом, приобретаются новые знания;
- Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
2 часть мастер – класса
Сегодня в игровой форме на основе сказки я представлю вам и с вами вместе опробую некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Каждая группа участников мастер - класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?
Опыт №1.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим, эффект увеличительного стекла.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?
Опыт №2
Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
Солнышко уже начало всходить, когда, добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?
Опыт № 3.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 4
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Почему так происходит?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Утенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил, как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок добрался до берега и решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? чьи это следы?
Опыт № 5
Определите, чьи это следы? Почему следы остаются на песке?
Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:
1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?
2. Почему же распускаются кувшинки?
3. Почему плавают рыбки?
4. Почему идет дождь?
5. Почему остались следы на песке?
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Задание участникам мастер – класса: Обсудите в группах, развитию каких навыков, качеств у дошкольников способствует поисково-исследовательская деятельность.
Ответы участников.
В результате организации детского экспериментирования у детей:
- развивается познавательная активность,
- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Заключение:
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.
Рефлексия по результатам совместной деятельности
Ведущий: Уважаемые коллеги! Просим Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?
- Мне нравится (1)