Использование информационных компьютерных технологий как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Шарипова Аниса Камилевна

В данной статье рассмотрены возможности использования информационных компьютерных технологий в работе практических работников дошкольных образовательных организаций для формирования познавательного интереса у детей. Приведены цифровые ресурсы, которые педагог дошкольной образовательной организации может задействовать в своей профессиональной деятельности в процессе формирования познавательного интереса дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шарипова Аниса Камилевна,

Воспитатель МБДОУ "Высокогорский детский сад "Сандугач" комбинированного вида" Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, студент Института

психологии и образования Казанского федерального университета.

e-mail: anisa.ibragimova@mail.ru 

Салпыкова Индира Маратовна,

доцент, к.п.н. , КФУ Институт психологии и образования  кафедра дошкольного образования (основной работник), e-mail: indimar24@mail.ru.

Аннотация. В данной статье рассмотрены возможности использования информационных компьютерных технологий в работе практических работников дошкольных образовательных организаций для формирования познавательного интереса у детей. Приведены цифровые ресурсы, которые педагог дошкольной образовательной организации может задействовать в своей профессиональной деятельности в процессе формирования познавательного интереса дошкольника.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии, формирование, познавательный интерес, дошкольное образование, цифровые ресурсы, воспитатель, детский сад.

Sharipova Anisa Kamilevna,

Educator of the MBDOU "Vysokogorsky kindergarten "Sandugach"combined type" of the Vysokogorsky municipal district of the Republic of Tatarstan, student of the Institute

of Psychology and Education of Kazan Federal University.

e-mail: anisa.ibragimova@mail.ru 

Salpykova Indira Maratovna,

Associate Professor, PhD, KFU Institute of Psychology and Education Department of Preschool Education (main employee),

e-mail: indimar24@mail.ru 

THE USE OF INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING COGNITIVE INTEREST IN PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. This article discusses the possibilities of using information computer technologies in the work of practitioners of preschool educational organizations for the formation of cognitive interest in children. The digital resources that a teacher of a preschool educational organization can use in their professional activities in the process of forming the cognitive interest of a preschooler are given.

Key words: information technology, computer technology, formation, cognitive interest, preschool education, digital resources, educator, kindergarten.

Информационные компьютерные технологии получили возможность доступа к каждому элементу человеческой жизни, и сектор образования не остался в стороне. Появляется все больше признаков того, что инновационное обучение с помощью информационных компьютерных технологий имеет потенциал для улучшения обучения и воспитания детей. Суть в том, что использование информационных компьютерных технологий на занятиях в детском саду может способствовать поддержанию интереса детей к получению и усвоению новых знаний, что приводит к улучшению результатов.

Теория мультимедийного обучения Р.Э. Майера, который считал, что мультимедийное обучение помогает детям создавать мысленные представления из слов и визуальных образов, представленных им, подтверждает это утверждение [5]. Рисунки и красивая графика, согласно упомянутому принципу, может поощрять воспитанников детского сада поделиться своими мыслями. Примером таких рисунков и изображений, которые могут помочь детям, особенно тем, которым не интересно получать знания, являются анимационные ролики.

Также недавнее исследование, проведенное зарубежными исследователями Ю. Ямамото и С. Ямагути, показало, что существует прямая зависимость между интеграцией ИКТ в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (ДОО) и более высокий уровень когнитивного развития воспитанников [7]. Это исследование было основано на теории когнитивного развития Жана Пиаже [6], в котором говорится, что дети проходят четыре стадии познавательного развития: сенсорное, дооперационное, конкретно-операционное и операционное и формально-операционное.

По сравнению с предыдущими поколениями детей, современных детей технологии окружают с рождения. Мы понимаем, что технологии неизбежны в современной образовательной системе. Лучший способ эффективного формирования познавательного интереса ребенка проводить с помощью современных технологий.

Использование технологий в ДОО не только способствует активному обучению и воспитанию, но и может облегчить работа воспитателя. Технологическая помощь на предоперационном этапе и этапе конкретной операции не только поддерживает образовательную программу, но также улучшает языковое развитие ребенка. Ребенок любит играть в игры, когда он находятся на этой стадии (предоперационной). Познавательный интерес и когнитивные навыки более высокого порядка поощряются у детей с помощью обучающих видеоигр , считают Е. Банг и Дж.А. Луфт [4].

Формирование познавательного интереса дошкольника в различных видах деятельности является одним из ведущих принципов, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В актуальной версии ФГОС ДО, вступившего в силу 6 февраля 2023 года определяет, что формирование познавательного интереса определяется, что образовательная область «Познавательное развитие»  направлена на: «развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, становлению сознания…» [2].

Формирование познавательного интереса сосредоточено на обработке информации, такой как принятие решений, внимание, память, языковые способности, обучение и навыки восприятия. Мозг ребенка быстро развивается и требует много размышлений и исследований. Один из лучших способов способствовать формированию познавательного интереса дошкольников — игра и познавательная деятельность.

В современных условиях как никогда для этого подходят информационные компьютерные технологии. Однако с переходом с 1 января 2023 года на Федеральную образовательную программу (ФОП) [3] детские сады обязаны использовать только отечественные электронные ресурсы [1]. А поскольку для дошкольного образования пока нет единой информационной системы, как для школ ФГИС, то безопаснее использовать отечественный контент, если применять электронное обучение в работе с дошкольниками. У российских производителей есть свои плюсы – например, они могут оперативно предоставить техническую поддержку, поменять интерфейс, добавить новые рубрики.

Воспитателям рекомендуют к использованию:

•        МЭО (Мобильное электронное образование);

•        Образовариум;

•        Национальная электронная библиотека.

Мы провели опрос педагогов ДОО какими сервисами и приложениями они пользуются в работе с родителями. Опрос был запущен с помощью Яндекс-форм. Всего в опросе приняли участие 65 педагогов детских садов г. Казани, которые пройдя по ссылке онлайн ответили на вопросы. Мы обработали ответы и получили следующие результаты.

Подавляющее большинство педагогов (60 воспитателей – 93%) в своей профессиональной деятельности для формирования познавательного интереса дошкольников используют возможности «МЭО Детский сад». МЭО – это цифровая платформа со сценариями занятий по ФГОС, которые включают в себя подвижные игры, интерактивные элементы, обучающие мультфильмы, музыкальное сопровождение для физкультминуток и многое другое. Педагоги ДОО считают, что это «Безопасное социокультурное пространство воспитания, формирования и развития личности дошкольника», «Здесь можно найти систему занятий с детьми, позволяющая решить задачи ФГОС дошкольного образования комплексно», «Удобные инструменты взаимодействия позволяют эффективно коммуницировать всем участникам образовательного процесса», «Контент МЭО обеспечивает «бесшовный» переход от дошкольного к общему образованию», «Персонализация – индивидуальный подход к каждому ребенку» и др.

Использовать в педагогическом процессе цифровую платформу Образованиум» предпочитают меньшее количество воспитателей (всего 47 воспитателей – 72%) Самое вероятное объяснение этому, что данная платформа «моложе» МЭО и еще не «раскручена» рекламой. Для дошкольников данная цифровая платформа предлагает большое количество цифровых ресурсов, например «Знай больше с Робобориком!» Это интерактивный развивающий онлайн-курс для детей младшего дошкольного возраста. Курс познакомит малышей с окружающим миром (природой, предметами, людьми), поможет изучить основные математические понятия, развить речевые навыки и логическое мышление, а также сформировать представления о разных видах творчества. Яркие и запоминающиеся обучающие ролики и интерактивные задания сделают обучение увлекательным и полезным. Маленькие почемучки получат ответы на все свои вопросы. Материалы курса предназначены для использования на занятиях в детских садах и дома.

И, наконец, ресурсами Национальной электронной библиотеки пользуются 38 педагогов – 58%.

Использование ИКТ на занятиях благоприятно влияет на дошкольника и образовательную среду. Использование технологий может помочь воспитателю способствовать поддерживающей и эффективной образовательной среды, а  информационные компьютерные технологии могут помочь детям четко визуализировать свои мысли.

Литература

  1.  На основании части 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом подпункта «д» пункта 1 Перечня поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета, утвержденного Президентом РФ 24.09.2021 № Пр-1808ГС. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66780 (дата обращения: 17.03.2023).
  2. Приказ Министерство просвещения РФ от 8 ноября 2022 года № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). URL: https://ciur.ru/srp/ds30_srp/DocLib4/%D0%98%
    D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%20%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20%D0%94%D0%9E.pdf
     (дата обращения: 17.03.2023).
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 17.03.2023). 
  4. Bang, E., & Luft, J. A. (2013). Secondary science teachers’ use of technology in the classroom during the ir first 5 years. Journal of Digital Learning in Teacher Education, 29(4), 118-126.
  5. Mayer, R. E. (2003). The promise of multimedia learning: using the same instructional design methods across different media. Learning and Instruction, 13(2), 125–139. 10.1016/s0959-4752(02)00016-6
  6. Piaget, J. (2021). Jean Piaget: An Enduring Legacy. Learning Theories for Early Years Practice, 61.
  7. Yamamoto, Y. and Yamaguchi, S. (2019), Relationships between ICT Implementation at Schools and Factors Related to Transformational Leadership: A Case of primary school in Mongolia ,International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT), 15, (2), 45-61.