Фонопедические распевки на музыкальном занятии
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи (по В. Стрельниковой )
Упражнение на развитие дыхания, где в работу включаются все резонаторы.
«Трубочка»
Для этого упражнения понадобится коктельная трубочка или трубочка от сока.
Дети берут в руки трубочку и производят:
Сильный выдох в трубочку;
Выдох со звуком;
Отрывистый выдох;
В этих упражнении работают грудные резонаторы и диафрагма.
«Обними плечи»
Все упражнение выполняется стоя, немного согнув ноги в коленях.
Быстрый вдох носом («шмыгание») и сразу открыть рот для пассивного выдоха.
Одновременно слегка приседать. Руки двигают параллельно друг другу. Пальцы сжаты в кулаки.
Быстрый вдох носом («шмыгание») и сразу открыть рот для пассивного выдоха
Одновременно слегка приседать.
Руки двигаются параллельно друг другу вниз. Пальцы сжаты в кулаки.
В этом упражнении добавляют звуки.
«Звучащий насос»
Исходное положение тоже.
Быстрый вдох, на выдохе - «Кта-кто-кту. Нка-нко-нку.»
Руками выполнять толкательные движения в ритм слога, навстречу друг другу, резко сжимая грудную клетку»
Так же толкать руками вниз, на выдохе - «Па-по-пу»;
Также толкать руками вперед, на выдохе - «Ка-ко-ку»;
Метод, на который я хотела бы обратить ваше внимание, разработан в прошлом вокалистом, а ныне фонопедом, человеком окончившим аспирантуру им. Гнесиных В. Емельяновым:
Основной бедой невыразительности детской речи является зажатость нижней челюсти. Попробуйте такое упражнение. Встаньте прямо, сцепите руки перед грудью в замок, расслабьте и чуть наклоните голову вперед. Теперь трясите руками так, чтобы голова и челюсть тряслись вместе с ними. Будьте аккуратны, не прикусите язык!Теперь можно перейти к разминке артикуляционного аппарата.
"Лошадка"
Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).
«Лошадь»
Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).
Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?”
·«Щелкать» высоко. От нижнего звука «у» до верхнего «о» - «у – о»?
Упражнение с использованием шумового регистра-штро-баса
(по методу В.Емельянова)
Приемы звукоизвлечения.
Штро-бас – шумовой регистр – скрип, шорох; («Скрип двери», «Хруст снега»);
Шепотной звук – шипение гортанью;
«Змейка», «Накат волны»;
Лабиовибрант – имитация звука «р» вибрацией губ;
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи.
Рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития речевого дыхания.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный, плавный речевой выдох.
При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:
Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;
Выдох происходит очень плавно ;
Разминка для малышей по В.Емельянову.
«Упражнение-сказка ЛИСИЧКА
- Шла лисичка и нашла ягодку.
- Положила на язычок и стала пробовать – ах, какая вкусная!
(покусать кончик языка).
- Потом пришла к речке и поймала рыбку. Стала её кушать. Вот так
(постепенно высовывать язык вперед – назад, слегка прикусывая)
- Съела рыбку, а косточка в зубах застряла, стала ее вытаскивать. Вот так (упереться кончиком языка в одну щеку, в другую).
Вытащила косточку, а после еды надо обязательно почистить зубки (круговые движения языком по передним зубам, в одну и в другую стороны).
Обезьянки».
Проснулись утром обезьянки,
потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу.
Решили почистить зубы. Сорвали банан,пожевали,
и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу.Чи-чи стало весело веселые губы,а Чу-чу стало грустно грустные губы.
Затем обезьянки стали щелкать орешки,спрятали их за щечку, потом за другую
Потом они увидели ёжика и стали дышать как он.Ёжик подарил им по цветку и они захотели его понюхать.
медленный вдох, выдох.
Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься.
От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг.
дотрагиваться указательными пальцами до перечисленных частей тела.
Обезьянки стали пускать мыльные пузыри.
губами «по».
Потом обезьянки стали качаться на качелях
(голосом глиссандо)
и раскачали старый баобаб
(покряхтеть голосом.)
Шла лисичка и нашла ягодку.
Положила на язычок и стала пробовать – ах, какая вкусная!
Потом пришла к речке и поймала рыбку. Стала её кушать. Вот так
Съела рыбку, а косточка в зубах застряла, стала ее вытаскивать. Вот так (упереться кончиком языка в одну щеку, в другую).
Вытащила косточку, а после еды надо обязательно почистить зубки (круговые движения языком по передним зубам, в одну и в другую стороны).
Жила-была маленькая Лошадка.
Она очень любила бегать. Вот так.
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью.И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.Но однажды подул сильный ветер.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?»
Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”.
Но Лошадка не послушалась и побежала.
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок.
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела.
А лошадка поскакала дальше
Вдруг Лошадка услыхала странный звук.
«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку.
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков.
Вот пробежал ежик.
Застрекотал кузнечик.
Пролетел жук.
За ним – комар.
А ветер дул все сильнее и сильнее.
Лошадка замерзла.
И побежала домой.
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама.
Она стала согревать Лошадку.