Семинар-практикум для воспитателей «Работа с мнемотаблицами как средство развития связной речи дошкольников»
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Для чего нам всё время говорили это выражение?
Послушайте стихотворение:
Порой на лестнице стою,
стараюсь догадаться:
собралась подниматься я,
а может, вниз спускаться?
У дверцы холодильника
не в силах я понять:
поставила я что-то внутрь
или хотела взять?
И в сумерках, держа чепец,
себе я ужаснулась:
не знаю — спать ли я ложусь
иль только что проснулась?
В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)
А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?
Одной из задач ФОП ДО и ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения
Очень часто встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении дошкольников служат приёмы мнемотехники.
Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н -схемой составления рассказа Итак, что же такое мнемотехника?
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Если коротко, то Мнемотехника - это техн ика развития памяти.
Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Для запоминания падежей русского языка — «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам. Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.
Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка-мнемотаблица.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Поэтому, на первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Его применяют в младшем возрасте.
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
В мнемотаблице можно изображать практически все. Для младших дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, потому что в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко-желтое, травка-зеленая, помидор-красный. В старшем возрасте детям можно давать черно-белые мнемотаблицы.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. Поэтому мнемотаблицы – схемы используют:
- для ознакомления детей с окружающим миром;
- для обогащения словарного запаса для детей с ТНР;
- для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках;
- при заучивании стихов;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при согласовании числительных с прилагательными и существительными;
- при формировании лексико-грамматического строя речи.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Практика:
Педагоги разделены изначально на 3 команды. Каждая команда получает листок с заданием
- Зашифровать пословицы в мнемодорожку
Остальные команды отгадывают.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не течет.
Яблоко от яблони не далеко падает.
- Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу про Таню
- Составить мнемотаблицу к сказке
Заключительная часть
Рефлексия:
А для чего мы сегодня с вами проделали такую работу? Для чего нужны мнемотаблицы? (привести к цели)
Вот это была моя цель на сегодня.
А теперь Прошу Вас выразить свое мнение или впечатление, или настроение используя мнемоквадрат, мнемодорожку, мнемотаблицу.
Потом приклеиваем на общую таблицу с помощью двустор. скотча
Итак, использование мнемотехники в работе с детьми :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.